The New York Times | 15 июня 2016 г.
Собор православных церквей, готовившийся столетиями, застопорился с выходом РПЦ
Эндрю Хиггинс
"После 55 лет подготовки историческая попытка поощрить единство 300 миллионов православных христиан всего мира превратилась в наглядный пример полной рассогласованности после того, как в минувший вторник Русская Православная Церковь, крупнейшая из 14 православных юрисдикций, объявила, что не примет участия в историческом конклаве церковных деятелей, начало которого было запланировано на выходные", - пишет Эндрю Хиггинс в статье The New York Times. Собрание, известное как Святой и Великий собор, или Всеправославный собор, должно начаться на греческом острове Крит в ближайшее воскресенье и продлится до 26 июня.
"Русское решение поставило под сомнение открытие собрания и высветило как давние доктринальные разногласия между православными, так и борьбу за руководство церковью между Московским Патриархатом и соперничающей властью, базирующейся в Стамбуле, городе пребывания Вселенского Патриарха", - говорится в статье. "Вселенский патриарх (...) Варфоломей I был движущей силой собрания на Крите, что некоторые священники в России рассматривают как попытку ограничить или узурпировать их власть, повысив статус соперника".
В качестве наследника первоначальной - византийской - православной церкви Патриарх Константинопольский традиционно рассматривался православными верующими как "первый среди равных" - роль, которая уже давно уязвляет русских церковных иерархов, уточняет Эндрю Хиггинс.
У Русской Православной Церкви гораздо больше последователей, чем у стамбульского священноначалия, указывается в публикации. "Русская церковь во главе с Патриархом Кириллом, близким союзником президента Владимира Путина, все больше стремится заявить о себе как о самом громком голосе православной веры - параллельно усилиям Путина заявить о влиянии России как мировой державы", - пишет Хиггинс.
Сергей Чапнин, в прошлом ответственный редактор официального "Журнала Московской Патриархии", рассказал, что замешательство в преддверии Критского собора отчасти стало следствием подлинных разногласий по поводу проектов текстов по теологии и по другим вопросам, но также "выявило серьезные противоречия между Москвой и Варфоломеем". В частности, в публикации упоминаются споры церквей из-за имущества, особенно во Франции, и из-за попыток православных церквей ряда бывших советских территорий разорвать связи с московской церковной иерархией и образовать собственные православные церкви.
"Православная церковь, которая разделилась с Католической церковью во время так называемой Великой схизмы 1054 года, провела несколько малых соборов на протяжении столетий. Однако собор на Крите, по крайней мере, как было первоначально задумано, стал бы первым Вселенским собором с 787 года", - указывает журналист.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях