La Repubblica | 15 марта 2001 г.
"Я встречу Папу на Украине, это мой вызов Москве"
Альберто Стабиле
Патриарх Киевский Филарет заявляет, что визит Папы Иоанна Павла Второго на Украину состоится, и он готов встретиться с ним. Этот жест полностью контрастирует с действиями иерархов российской церкви.
Русская Православная Церковь заподозрила Патриарха Филарета в ереси после того, как он решил принять Папу Иоанна Павла Второго, который планирует совершить в июне этого года визит на Украину. Но Патриарху Киевскому Филарету не страшны ни давление, ни угрозы со стороны Москвы. ?Они все еще не избавились от имперского мышления, - говорит он, сидя за большим овальным столом в своем кабинете в Патриархии, - они не осознают того, что мир уже изменился?.
Даже по одежде, которую носит Филарет, уже можно судить о том, что он избрал путь реформ: простое черное платье, украшенное скромной серебряной иконкой, что не идет ни в какое сравнение с пристрастием к роскоши и формализму Московского Патриарха. Однако, основные разногласия между двумя церквями проявляются по более существенным вопросам. По мнению Алексия Второго, Патриарха Московского и Всея Руси, предстоящий визит на Украину Папы Римского следует расценивать как покушение на целостность Православной Церкви. Филарет, напротив, полагает, что этот визит предоставит украинским православным возможность открыться миру.
- Ваше Святейшество, начнем с текущих событий. Вы не опасаетесь того, что политическая напряженность на Украине может помешать визиту Папы?
- Я думаю, нет никаких причин опасаться такого поворота событий. Демократические силы, оппозиция, не против визита Папы на Украину. С другой стороны, сам президент заинтересован в визите Иоанна Павла Второго, от которого он хотел бы получить моральную поддержку.
- Согласно некоторым утверждениям, Кучма не хотел бы демонстрировать неподчинение Московскому Патриархату.
- Если бы Кучма был против, он бы не стал приглашать Папу. Он, как глава государства, имеет право приглашать глав других государств. Конечно, с одной стороны, президент ориентирован на Европу, но с другой - известно, что Украина находится в экономической зависимости от России. Разумеется, для Кучмы было бы лучше, если бы украинские православные, признающие верховенство Московского Патриархата, не стали бы протестовать против визита Папы.
- Возможно, следует более подробно рассказать о религиозных течениях на Украине?
- Согласно исследованиям, проведенным институтом Гэллопа, 19,5% верующих, иными словами, 10 миллионов украинцев относят себя к Киевскому Патриархату; 8,5%, или 4 миллиона 250 тысяч украинцев - сторонники Московского Патриархата. Кроме того, на Украине 2 миллиона 750 тысяч ортодоксальных католиков и 300 приверженцев Римской Католической Церкви. К тому же, в стране проживают около 600 тысяч адептов так называемой Православной автокефальной церкви и 10 миллионов не определившихся.
- Вы не боитесь впасть в грех неповиновения по отношению к Московскому Патриархату?
- Если в начале 90-х я не побоялся отойти от Московского Патриархата, чтобы возглавить Украинскую Православную Церковь, естественно, я не боюсь не подчиниться Алексию Второму. Мы представляем украинский народ.
- Таким образом, Вы не опасаетесь, подобно Патриарху Московскому, что визит Папы может превратиться в повод для распространения прозелитизма в пользу католической церкви?
- Мы не испытываем подобного рода опасений. Украина - страна, которая в течение тысячи лет была католической. Католики и православные уже сделали свой выбор. Я не думаю, что православные сразу же решат обратиться в католицизм. Напротив, я думаю, что цель визита Папы - способствовать миру и взаимопониманию. Таков имидж Папы в мире, Папы миротворца, Папы, который не побоялся попросить прощения за все ошибки Церкви.
- В чем ошибается Алексий Второй?
- Думаю, что в Москве совершают ошибки по многим вопросам. Они считают, что могут сохранить империю и в третьем тысячелетии. Это их первая ошибка. Такой позиции придерживаются в некоторых политических кругах Москвы, включая и Патриархат. Вторая ошибка в том, что иерархи московской церкви полагают, что, возведя стену, они могут отделиться от католицизма, от новых идей, от мира в целом. Но мы живем в необычное время, когда перестают существовать традиционные границы. Взгляните на Интернет, например, он предоставляет любому доступ к самой разнообразной информации. А Патриарх Алексий Второй полагает, что сможет физически дистанцироваться от визита Папы, но ему это не позволит сделать существующая система средств массовой информации. Было бы лучше подготовить верующих к мысли о том, что встреча между православным или католиком, иудеем или мусульманином, не обязательно чревата опасностью того, что православный откажется от своей веры.
- Каким образом, по Вашему мнению, Москва намерена сохранить империю?
- Под империей я подразумеваю славянский союз России, Белоруссии и Украины. Они хотят столкнуть Украину на путь, по которому следует Белоруссия. Очевидное, но совершенно невыполнимое желание. Оно свидетельствует о том, что в Москве до сих пор не научились замечать происходящие изменения. В мире, переживающем процесс глобализации, не может быть территориальных империй. Могут быть другие империи, может быть, экономические, информационные, военные, но все они преодолели национальные границы.
- Представляю, как в Москве воспримут Ваше решение встретиться с Папой.
- Мы ощущаем давление. В Москве сильно обеспокоены. Мне сообщили, что даже премьер-министр Касьянов во время своего визита в Италию несколько недель назад настаивал в Ватикане на том, чтобы Папа не встречался с нами. Касьянов, якобы, даже предупредил, что если эта встреча состоится, она может привести к разрыву экуменических отношений между Москвой и Ватиканом. Эти заявления Касьянова были восприняты на Украине как неправомерное вмешательство.
- Но какую опасность может представлять для Русской Православной Церкви Ваша встреча с Папой?
- Что Вы хотите услышать? Складывается впечатление, что в Москве уже боятся собственной тени.
- Не думаете ли Вы, что визит на Украину может оказаться шагом по пути сближения Иоанна Павла Второго с Россией?
- Трудно сказать. Все будет зависеть о того, как пройдет его визит на Украину. Если визит пройдет хорошо, без каких либо негативных последствий, это может успокоить Москву. Сегодня в Москве испытывают страх перед самой идеей визита Папы в Россию. Мы, напротив, ничего не боимся. По нашему мнению, визит Папы - историческое событие, которое по своему значению можно сравнить со встречей в 1964 году , если не ошибаюсь, между Павлом Шестым и Патриархом Константинопольским Атенагором.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях