Tagesspiegel | 15 марта 2004 г.
В густой тени власти
Клаудиа фон Зальцен
Оборотная сторона победы Путина - Западу пришло время определиться
Столько стабильности в новой России еще никогда не было. Соответственно, и после выборов президента все останется по-старому. Закадычный друг Герхарда Шредера Владимир Путин сохранил свой пост. Для многих глав западных государств и правительств это хорошая новость. Путин сделал российскую внешнюю политику более предсказуемой - благое дело после тех лет, когда у руля стоял его антипод Ельцин. Кроме того, Путин после 11 сентября демонстративно встал на сторону США и Европы, несмотря на сопротивление в собственной стране.
Поэтому, с точки зрения Запада, гораздо лучше иметь в Кремле прагматика Путина, чем, к примеру, кого-нибудь из правых или левых националистов, добившихся успеха на декабрьских выборах в парламент. Представители западного бизнеса тоже довольны старым-новым президентом, поскольку он создал позитивный инвестиционный климат. И во внутренней политике Путин никаких изменений не планирует - таковым было его молчаливое предвыборное обещание.
Однако обратной стороной такой стабильности является застой. Крайне необходимые демократические реформы в России буксуют. Наоборот: от многого из того, что было достигнуто в революционные годы гласности и перестройки, Путин отказался.
О свободе печати в России сегодня практически говорить не приходится. Немногие оставшиеся независимые издания, публикуя критические материалы, опасаются за свою дальнейшую судьбу. Парламент отстранен от формирования политики и контроля за правительством. Судебная власть потеряла свою независимость: иногда прокурор или судья в перерывах между заседаниями получает по телефону указания от своего начальства. И даже смена правительства не имеет ощутимых политических последствий - Путин доказал это незадолго до выборов, отправив в отставку кабинет Касьянова.
В течение последних четырех лет Путин создал авторитарную систему власти, которая напоминает то о царизме, то о Советском Союзе. Хозяин Кремля правит практически без какого-либо демократического контроля. Политические решения принимаются если не главой государства, то администрацией президента. Главная задача партии "Единая Россия", детища Кремля, каким когда-то была КПСС, заключается в одобрении действий президента. Никакие перемены в обществе не возможны без (молчаливого) одобрения Кремля.
Такая стабильность по своей сути является регрессом, который все более отдаляет Россию от демократии. Путин идет на это сознательно - понятие "диктатура закона" воспринимается им со знаком плюс, а демократией, с его точки зрения, "следует управлять". Тем не менее система, которая отдала всю власть в одни руки, явно не стабильна. До тех пор пока Путин не допускает развития демократических институтов, оппозиционных средств массовой информации и настоящего гражданского общества, до диктатуры рукой подать. Самое позднее к 2008 году, когда у власти окажется новый президент, это может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Такие перспективы больше не могут оставаться безразличными для глав западных государств и правительств. Даже сейчас из России приходят тревожные сигналы: отказ от политического решения проблемы Чечни, нарушение основополагающих правовых принципов в деле бывшего главы нефтяного концерна Ходорковского или недавние масштабные военные маневры с участием ракетных войск стратегического назначения.
Давно пора сказать несколько четких слов закадычному другу Владимиру. Диалог с Россией уже нельзя вести по-старому: Европа и США должны наконец-то прекратить ценить красивую картину псевдостабильности выше, чем демократию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях