Статьи по дате

The Times | 15 марта 2004 г.

В душе это все тот же старый русский медведь

Анн Эпплбаум

Не обманывайтесь: победа Путина не имеет ничего общего с демократией

Россия переизбрала президента Путина на второй срок. Все демократические условности были соблюдены. Во время избирательной кампании Путин сфотографировался с российскими моряками. Его соперники говорили об экономике. В день выборов голосование прошло без инцидентов, не считая странного взрывного устройства на Кавказе. Явка предположительно апатичных избирателей была сравнительно высокой - может быть, благодаря дешевым продуктам и билетам на концерт, которые предлагали на избирательных участках.

Но если взглянуть чуть глубже, история окажется совсем иной. Оппозиционные кандидаты во время избирательной кампании действительно произносили речи. Правда и то, что их выступления редко показывали по телевидению: все крупные телеканалы, так или иначе, принадлежат друзьям Путина. Но, даже если выступления показывали, у противников президента не было шансов, поскольку мало кто слышал их речи. И это неудивительно: все, кто могли стать мало-мальски серьезными соперниками, изгнаны из страны или арестованы.

Чего в России действительно не хватает, так это не оппозиции, а механизмов, необходимых для ее создания: свободной прессы, политически независимых бизнесменов, готовых обеспечить финансирование, разумных людей, не боящихся добиваться поражения президента, политически грамотных избирателей. Нельзя сказать, что этими компонентами изобилуют зрелые демократии, в том числе Америка, но их достаточно для того, чтобы выборы были честным состязанием.

Ясно, что дни выборов не делают демократии. Имея дело с Россией, западные лидеры ухитрились забыть эту очевидную истину. У коротко стриженного и неулыбчивого Путина хватило присутствия духа, чтобы понравиться президенту Бушу при первой встрече. Впоследствии Буш заявил, что заглянул в глаза своему российскому коллеге, "понял его душу и счел, что этому человеку можно доверять". Тони Блэр однажды назвал Путина "человеком, который желает добра себе и своей стране", не пояснив, что он имеет в виду.

Сегодня бывший российский друг их обоих обескураживает, совсем как Билла Клинтона когда-то обескуражил Борис Ельцин. Во время последнего визита в Москву госсекретарь США Колин Пауэлл опубликовал статью, которая была дипломатичным, но внятным осуждением ползучего авторитаризма Путина. Недавно американская администрация обвинила Россию в тайной помощи Саддаму Хусейну.

Может быть, вследствие этого у Блэра в последнее время ослабло желание посещать петербургскую оперу. Возможно, он счел, что постепенное превращение России в страну, где подавляют несогласие и проводят выборы с одним кандидатом на советский манер, для него чересчур, хотя втайне мечтает о том же самом для Британии.

Но важно ли то, что происходит на российских выборах? В Вашингтоне стало модным говорить, что нет. Статья в журнале Foreign Affairs недавно провозгласила Россию не более чем нормальной страной с экономикой среднего размера. Хотя авторы согласны с тем, что российская демократия разочаровывает, а ее экономика, полностью зависимая от нефти, по-прежнему ненадежна, они называют множество стран, находящихся в таком же положении.

Россия пережила финансовый крах, как, например, Аргентина. В российской экономике господствует горстка магнатов, как, например, в Бразилии. Российские журналисты подвергаются преследованиям так же, как в Турции или Южной Корее.

Все это в какой-то мере справедливо. Но авторы игнорируют историю России, ее прошлые и будущие имперские амбиции, ее географическое положение. Аргентина не ведет кровавую войну в Чечне, у Турции нет огромного ядерного арсенала, Бразилия никогда не правила своими соседями через подставных лиц, путем экономического шантажа и угроз применения военной силы.

Кроме того, если Чили - это, как выразился Генри Киссинджер, "кинжал, нацеленный в сердце Антарктики", то Россия - устаревшая, но все же смертоносная ракетная шахта у самой границы Европейского союза. Пусть Россия уже не является страной мирового значения, она все же европейское государство, через нефть и газ оказывающее экономическое влияние на Центральную, Восточную и Западную Европу.

Хотя вчерашние выборы не обязательно означают возрождение сталинизма, они являются сигналом тревоги. Мы не можем относиться к России ни как к кандидату на вхождение в число стран Запада, ни как к "обычной" стране третьего мира, имеющей нефтяную промышленность и несколько ядерных боеголовок.

Прошло почти 15 лет после падения Берлинской стены, а Россия остается уникальной и непроницаемой территорией. Если мы хотим понять, какой страной она становится, мы не должны ограничиваться поверхностным взглядом.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru