Libération | 15 марта 2005 г.
Антисирийский Бейрут
Жан-Пьер Перрен
Прошло время насмешливых кличек, которым награждали антисирийские манифестации в Бейруте (вроде "революции от Гуччи" или "весны от Прада"). В этот раз оппозиция показала, что она способна повести за собой весь Ливан - бедные предместья, отдаленные села, город и деревню, столицу и провинции, горы и равнину, университет и лавочки, верхи и низы.
На прошлой неделе "Хезболлах" и просирийские партии устроили в центре Бейрута грандиозную демонстрацию, собрав под свои знамена сотни тысяч человек. Вчера во второй половине дня оппозиция нанесла еще более мощный ответный удар, собрав на этот раз весь Ливан на площади Мучеников и в прилегающих к ней кварталах, парализовав десятки улиц.
Такого скопления народа никто не ожидал: семьи были вынуждены держаться за руки, чтобы не потеряться в толпе. Даже на новой мечети Мухаммеда аль-Амина, строительство которой президент Эмиль Лахуд в свое время навязал Рафику Харири, люди висели наподобие гроздьев винограда. "Хезболлах" попался в собственную ловушку. Хасан Насралла (лидер "Хезболлаха". - Libération) объединил против себя всех ливанцев", - говорит ливанский фотограф Патрик. По его оценке, оппозиция вывела на улицы в два раза больше людей, чем "партия Бога" и так называемые "лоялистские" партии.
Этот успех имеет несколько объяснений. Первое из них - это массовое участие в демонстрации суннитов, которые до сих пор проявляли некоторую робость. Жители Триполи и Сайды - двух крупных суннитских городов - хлынули в Бейрут. "Все было отлично организовано. Утром из Сайды выехало 240 автобусов и микроавтобусов", - говорит шофер Бадер Мнеймнер. Кто платит и сколько? "Движение "Будущее" (движение Рафика Харири. - Libération). Но я не спрашивал об оплате. Я не знаю, сколько получу".
Поднялся даже Хаккар, горный район на другом конце Ливана. Люди приехали на такси, и проезд оплатила та же партия. "Из моей деревни приехало 20 человек", - говорит Ходер аль-Хади. Почему? "Потому что мы хотим знать правду о гибели Рафика Харири". Слово "правда" обладает магическим воздействием на ливанцев, объединяя богатых и бедных, христиан, мусульман и друзов. Под этим лозунгом оппозиция сумела повести за собой столько людей через месяц после убийства бывшего премьер-министра. Требуя вывода сирийских войск, мусульмане требуют этой "правды".
Вот что говорит исламист из Бейрута, отказывающийся назвать свое имя: "мы здесь не для того, чтобы бросить вызов "Хезболлаху", потому что он и мы - это единый народ. Аббас оправдывает манифестантов из "партии Бога": "Они пришли сказать спасибо сирийцам, которые помогли им в их сопротивлении". Аббас говорит, что он пришел на демонстрацию еще и для того, чтобы выразить протест против интриг ливанских спецслужб, которые в его квартале Тарек-эль-Джедид попытались распространить слух, будто за убийством Харири стояли его родственники. На одном из плакатов - фотографии шести руководителей этих служб. У них выколоты глаза: "Потому что они не хотят видеть правды".
Христиане и друзы пришли, чтобы ответить "числом" на демонстрацию "Хезболлаха". "Мы - стопроцентные ливанцы. Не то что те, кто привел с собой сирийцев и палестинцев", - говорит Джо Таббет. Сотни тысяч ливанских флагов создают впечатление непроходимого живого леса. Все партии договорились не брать на демонстрацию своих знамен, чтобы не провоцировать расколы. Но это не убедило шиитскую общину, представителей которой на демонстрации было очень мало.
В 15:10 объявляется минута молчания в память о покойном государственном деятеле. Над толпой разносится клич муэдзина. Толпа, застыв, слушает его. И снова звучит голос певицы Маджиды ар-Руми: "О, Бейрут, вместо роз тебе дали нож"...
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях