The Washington Post | 15 мая 2000 г.
Командировка в Москву
Генри Киссинджер
Предстоящий визит президента Клинтона в Москву будет проходить в необычных условиях. Новый президент России Владимир Путин только разрабатывает политику, которая должна определить будущее России. А президент Клинтон, восьмилетний срок пребывания которого на посту президента подходит к концу, должен проявить осторожность, дабы не ограничить возможности своего преемника.
Подобная ситуация усугубляется серьезными расхождениями во взглядах двух лидеров на суть международной политики. Путин сформулировал ряд принципов, которые должны позволить России вновь стать великой державой и "отстаивать национальные интересы на международной арене". Администрация Клинтона, видимо, полагает, что реформирование российских государственных институтов является главным условием поддержания стабильности российско-американских отношений. Отсюда ее политика постоянного увещевания России в необходимости проведения внутренних реформ. На повестке дня адмистрации Клинтона и вопросы в области контроля над вооружениями, которые, в случае их определенного решения, могут вызвать политический взрыв и в самой Америке.
Такие, совершенно различные проблемы стоят перед двумя лидерами в преддверие их встречи в Москве. У великих держав есть интересы, которые они постараются отстаивать своими собственными силами или прибегнут к дипломатии. Однако политика администрации США фокусировала свое внимание на осуществлении в России внутренних преобразований. Московский визит может стать успешным, если он положит начало процессу обращения с Россией как с серьезной державой. И его ждет провал, если он будет посвящен дискуссиям о российской внутренней политике или схемам контроля над вооружениями, которые в Америке обречены на неудачу.
Западные лидеры вступили в диалог с новым российским президентом. Они осыпают похвалами его интеллект и приверженность реформам, с некоторой снисходительностью называя его "способным учеником". Тем самым они отбросили моральные соображения, которыми руководствовались меньше года назад. Тогда они оправдывали свою политику в Косово новой моральной заповедью о том, что нельзя больше игнорировать репрессии, считая их внутренним делом другой страны. Однако, когда спустя шесть месяцев в Чечне почти в точности воспроизводились косовские события, а число жертв среди мирного населения были даже больше, они заговорили по-другому. "Свободные борцы" Косово превратились в чеченских "повстанцев". А президент Клинтон прямо признал право России вести борьбу с чеченскими повстанцами.
Осуждая чрезмерную самоуверенность в отношении Косово, я не склонен считать необходимым применение подобной тактики и в Чечне. Однако резкие колебания в западной внешней политике между чрезмерным морализаторством и целесообразностью делают непонятным, с каким именно подходом придется иметь дело новому российскому руководителю.
Наши западные союзники четко обозначили свою цель. Она состоит в том, чтобы Европа стала главным партнером Путина в период формирования нового российского руководства, в то время как мы, как они считают, заняты президентской компанией. Премьер-министр Тони Блэр заявил, что ключевая роль в этом процессе должна принадлежать Великобритании, увязав его со спорным вопросом о ПРО: "Наша главная задача состоит в сближении точек зрения, как России, так и США".
Запад делает ставку на миролюбивую и демократическую Россию, которая внесла бы свой вклад в создание более стабильного международного порядка. И Россия явно находится на переходном этапе. Однако история, культура и география представляют собой наследство, которое не может быть заменено "диалогом", ведущимся ради самого диалога. В ходе пребывания у власти Бориса Ельцина западные лидеры действовали так, словно они являлись участниками российской внутренней политики. Игнорируя наличие в России коррумпированной экономики и авторитарного правления, Клинтон - по случаю отставки Ельцина - говорил об уже зародившейся в России демократической политической системе и гражданском обществе. Он объяснял отставку Ельцина тем, что тот уверен в праве и способности российского народа избрать своего собственного лидера. Почти все другие эксперты усмотрели в отставке Ельцина умелое манипулирование российской конституцией, направленное на укрепление позиций своего протеже. И в самой России эру Ельцина многие считают поражением политике США, которые хотели сохранить Россию слабой.
В этой ситуации поездка Клинтона в Москву поставлена под угрозу посылками, ошибочность которых доказана опытом. "Президент,- сообщил его пресс-секретарь Джо Локхарт, - надеется воспользоваться своим визитом, чтобы встретиться с широким кругом российских лидеров, занимающихся созданием новых демократических институтов, гражданского общества и новой рыночной экономики". Однако главы государств на своей встрече должны , скорее, сгладить существующие разногласия или указать особое направление, по которому будет развиваться сотрудничество между двумя странами. Чтение нотаций по поводу того, какими должны быть российские внутренние институты, зачастую создает впечатление об американском высокомерии и самонадеянности.
Российские реформы - это не шаг Путина навстречу Америке. Они навязаны ему реальным положением дел, о чем он сам не раз говорил. Есть несколько путей, по которым мы можем и должны оказать России помощь. Однако, в конце концов, ее внутренние экономические реформы - это внутреннее дело России, в значительной степени зависящее от принимаемых ею решений.
Самая серьезная внешнеполитическая проблема, которая стоит перед Россией, заключается в том, как потенциально могучая страна с бурной историей может поддерживать стабильные отношения с остальным миром. В течение четырех веков империализм был основой внешней политики России, владения которой простерлись от берегов Тихого океана до ворот Ближнего Востока и центра Европы; при этом она безжалостно покоряла слабых соседей и стремилась внушить страх тем, кто не был у нее в непосредственном подчинении. Сейчас, когда российские владения в Европе сократились до границ времен Петра I, Россия должна приспособиться к потере империи. Запад не делает ничего хорошего, заявляя, что Россия уже завершила процесс, который в действительности только начался, и превознося достоинства Путина, которые он еще не имел достаточно времени продемонстрировать.
Парадоксально, но Путин может оказаться хорошим собеседником именно потому, что он, видимо, нам не подыгрывает. В частности он не разделяет западной оценки развития ситуации в России. В конце прошлого года Путин заявил, что Россия не может повторить путь, к примеру, США или Великобритании. По его словам, для россиян сильное государство не является аномалией, от которой следует избавляться. "Напротив, они видят в нем гаранта порядка, а также инициатора и основную движущую силу любых перемен". В своей инаугурационной речи Путин открыто говорит об имперских традициях: "Мы должны знать нашу историю, какой она была на самом деле, извлекать из нее уроки и всегда помнить тех, кто создавал российское государство, составлял его гордость и сделал его великим, сильным и могучим государством".
Эта же позиция отражена и в российской концепции национальной безопасности, где говорится о необходимости создания единого экономического пространства со странами СНГ, которые - за исключением стран Балтии - постоянно испытывают на себе давление со стороны России.
В документе не говорится, что именно означает "единое пространство". Даже если речь идет только об экономике, против этого наверняка выступят почти все бывшие советские государства. Однако российская политика при Ельцине и, пока, при Путине направлена на то, чтобы сделать независимость этих государств настолько некомфортной (путем присутствия на их территории российских войск, поощрения гражданской войны или экономического давления), чтобы они посчитали возврат в лоно России меньшим из двух зол.
Таким образом, лидер, с которым должен встретиться Клинтон, будет стремиться к сотрудничеству в экономике, однако в политике он попытается создать противовес тому, что считает американским господством. Россия особо обеспокоена вопросом обеспечения безопасности своих границ, и Западу следует проявлять осторожность в стремлении слишком близко расположить свои военные структуры у ее границ. Однако Запад тоже имеет право убедиться, что Россия будет стремиться обеспечить свою безопасность не методами господства. Если Россия будет чувствовать себя в нынешних границах вполне комфортабельно - а ее размеры (11 часовых поясов) не дают повода для клаустрофобии - ее отношения с внешним миром быстро нормализуются. Но если в процессе реформ укрепление России будет осуществляться путем посягательства на суверенитет других стан - как того опасаются все ее соседи - российские попытки установления господства рано или поздно приведут к возврату времен холодной войны.
Так что для того, чтобы дискуссия с Путиным стала плодотворной, Клинтону необходимо сосредоточить основное внимание на двух вопросах. Во-первых - обеспечить условия, при которых голос России будет услышан международным сообществом. В то же время Клинтон должен дать понять - вопреки своим намерениям - что геополитические соображения остаются в силе. Америка не может безразлично относиться к поддержке, которую Россия оказывает иранской ядерной программе, систематическим нападкам с ее стороны в адрес политики США в Персидском заливе, особенно в отношении Ирака, а также стремлению Москвы поощрять группировки, которые провозглашают своей целью ослабление так называемой американской гегемонии. Америка должна уважать законные интересы России в обеспечении собственной безопасности. Однако это предполагает, что Россия признает законными независимость соседних с ней государств, а также серьезную американскую обеспокоенность проблемой распространения ядерных и ракетных технологий.
В то время как Путин сосредоточивает основные усилия на модернизации России, нам предстоит столкнуться с международными последствиями этого процесса. И лучшее, что может сделать в оставшееся время администрация Клинтона - это начать диалог, а не заключать какие-либо соглашения с Россией.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях