Time | 15 мая 2001 г.
Легкие жертвы
Эндрю Пурвис
Однажды утром (это было в прошлом месяце) двое молодых российских солдат вели непринужденный разговор на склоне холма на востоке Косово, на границе с Сербией, когда один из них заметил необычное движение по другую сторону узкой долины, поросшей лесом. Через свой мощный оптический прибор он увидел несколько мужчин в тренировочных костюмах и джинсах, быстро идущих рядом с бронемашиной, вооруженной тяжелым пулеметом. Миротворцы ежедневно видят, как албанские повстанцы проводят учения вдоль границы, но эта группа "выглядела так, словно они затевали что-то серьезное", - вспоминал на прошлой неделе 28-летний сержант Сергей Богоявленский, находясь на российской базе в нескольких километрах от этого места.
Богоявленский лишь успел сообщить об этом командиру, как началась стрельба. "Это был шквал огня, минометного и автоматного. Я лежал лицом вниз, и вокруг меня разрывались пули. Было совершенно ясно, что они стреляют по нам." Нырнув в БТР, чтобы запросить по радио поддержку, он увидел, что колесо, за которым он укрывался, взорвалось в результате попадания пули. Его другу, 22-летнему Михаилу Шуйцеву, выросшему в российской глубинке, повезло меньше. Когда он пытался прикрыть отход своего командира - в это время повстанцы наступали по склону холма - Шуйцев был смертельно ранен в голову выстрелом снайпера. "Что происходит? За что?",- были его последние слова. Богоявленский, ранее служивший в Боснии и Хорватии, сказал просто: "Я этого не ожидал. Он был мне как брат".
Шуйцев стал первым миротворцем, который погиб в результате прямого нападения, с тех пор, как около 40 000 военнослужащих из более чем 30 стран вошли в Косово - это произошло после натовских бомбардировок почти два года назад. Его гибель стала результатом того, что командующий российским контингентом в Косово назвал "заранее спланированной провокацией" - попыткой вооруженных албанских экстремистов, действующих в сербской долине Прешево, вовлечь международных миротворцев в свою партизанскую войну против сербских сил. Сидя в спартанском кабинете, окна которого выходят на аэродром Приштины, генерал-майор Владимир Казанцев заявил, что подобные нападения повторятся - и скоро - поскольку сербские силы пытаются выдворить оставшихся экстремистов с сербской территории. Дважды за последние две недели, словно подтверждая прогноз, совместные российско-американские патрули подвергались в этом районе обстрелам, подобным тому, в ходе которого погиб Шайцев, хотя на этот раз обошлось без ранений.
Столкновения на юге Сербии и - что сейчас более тревожно - в соседней Македонии грозят нарушить хрупкий баланс в Косово между миротворцами и воюющими сторонами. Впервые с начала интервенции НАТО цели Запада вступили в прямое противоречие с задачами небольшой группы экстремистов, пытающейся достичь своих политических целей насильственными методами. Угроза конфронтации растет.
Опасность возникает одновременно на двух фронтах. На юго-восточной границе Косово с Македонией - в ответ на продолжавшийся в течении двух месяцев мятеж, в ходе которого экстремисты из числа этнических албанцев вели боевые действия против правительственных войск - американский, росийский, британский и другие контингенты усилили пешие патрули, контроль на КПП и воздушную разведку в попытке перерезать пути обеспечения повстанцев всем необходимым. Предпринимая эти меры, они ограничивают передвижения албанцев вдоль границы, которая для многих не существует. Усиленное присутствие само по себе несет опасность инцидентов: в прошлом месяце в ходе двух различных инцидентов погибли двое британских солдат, когда вертолет "Пума" упал около границы, а бронемашина подорвалась на противотанковой мине. Хотя базирующиеся в Македонии повстанцы пока не совершают прямых нападений на миротворцев, нынешнее наступление правительственных войск, целью которого является выдворение повстанцев обратно в Косово, может побудить их принять ответные меры.
На северо-востоке ситуация не менее опасна. Последние два месяца югославская армия постепенно занимала так называемую "зону безопасности" - полосу шириной 5 км., которая была создана после бомбардировок Косово и стала безопасным убежищем для албанских экстремистов. На этой неделе Совет НАТО должен принять решение, разрешающее сербам занять последний сегмент этой зоны, известный как "сектор Б", где сейчас базируется основная часть экстремистов. Гибель Шуйцева и обстрелы американо-российских патрулей произошли в тот момент, когда солдаты пытались провести демаркацию южной границы этой зоны, чтобы подготовиться к приходу сербов. По словам российского генерала Казанцева, он ожидает дальнейших инцидентов. Ветеран войн в Афганистане и Чечне прямо заявил, что он, "конечно", принял необходимые меры для обеспечения безопасности своих людей, однако угроз слишком много. В ответ на просьбу сообщить подробности, он сказал: "Вы что, пишете книгу?"
Русские первыми стали мишенью для экстремистов совсем не случайно. Местные албанцы считают их просербски настроенными из-за исторических связей с Белградом. Российский контингент численность 3 200 военнослужащих ассоциируется у албанцев с внешней политикой, направленной на поддержку сербов. С момента начала натовских бомбардировок, против которых решительно выступила Россия, Москва стала первой, кто подверг критике мягкий подход по отношению к албанцам со стороны НАТО и администрации ООН. Недавно Time стало известно, что Москва блокировала финансирование всеобщих выборов в Косово, которые албанцы хотят провести как можно раньше, и которые они считают важным первым шагом на пути к независимости. "По правде говоря, албанцы ненавидят русских солдат,- сказал редактор одной из газет в Приштине, придерживающийся умеренных взглядов.- Американцы до сих пор считаются освободителями, а против русских поднять оружие легче."
В штабе российской 13-й тактической группы, расположенном в здании брошенной фабрики в 10 км. от сербской границы, на одной из стен висит карта с надписями о численности и вооружении повстанцев, а также о путях их обеспечения. Вместо обычных для миротворцев записей о доставке продовольствия и строительстве больниц висят фотографии главарей повстанцев и фото с изображением группы экстремистов, везущих безоткатное орудие. Крошечный красный череп с костями обозначает места, где погибли Шуйцев и британские солдаты. Глядя на карту, подполковник Леонид Козан отметил, что, в отличии от кровавого конфликта в Чечне, где, по имеющимся сведениям, российские солдаты гибнут каждый день, предполагалось, что в Косове будет миротворческая операция. "Каждая страна хочет, чтобы их люди вернулись домой живыми",- сказал он.
Норвежский генерал-лейтенант Торстен Скьякер, недавно назначенный главнокомандующим миротворческими силами в Косово, признался в интервью, что его войска могут столкнуться с более серьезными проблемами, однако, в основном - как он утверждал - связанными с деятельностью организованных преступных группировок и контрабандистов, поскольку безопасность и стабильность - не в их интересах. По его словам, разбирающиеся в политике албанцы признают, что "мы здесь действуем ради их блага". И все же, он признал, что бандиты и борцы за свободу в регионе - зачастую одни и те же лица. Стараясь не допустить, чтобы экстремисты избрали своей мишенью какой-то отдельный контингент, КФОР сейчас старается выступать единым фронтом. В восточной части Косово российские и американские солдаты стоят плечом к плечу на контрольных пунктах, а американцы вместе с российскими патрулями выполняют опасную работу по демаркации границы. "Важно, что албанцы видят, что все эти распоряжения исходят от КФОР, а не от нас одних", - подчеркнул 25-летний лейтенант Виталий Сахнов, в то время как американцы останавливали машины около крупного контрольного пункта на границе буферной зоны.
В целом эта политика пока приносит результаты. Однако хорошее отношение к КФОР со стороны большинства албанцев будет зависеть от постоянного прогресса в деле обеспечения их политической независимости и предоставления им "равных прав". В Македонии и Сербии терпение уже истекло. Сейчас важно, попытаются ли вооруженные повстанцы в ответ на наступление правительственных войск удержаться от распространение своей борьбы на Косово. Как слишком поздно понял сержант Шуйцев, просто так экстремистами не назовут.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях