Le Figaro | 15 мая 2003 г.
В Багдаде вновь заработала машина правосудия
Изабель Лассер
Адвокаты готовятся к процессу над представителями свергнутого режима
В багдадском Дворце правосудия, охраняемом американскими танками и солдатами, кипит активность. В коридорах полно народу, зал бракосочетаний переполнен, везде снуют адвокаты. Первые судебные заседания должны начаться на этой неделе. Дворец правосудия ? одно из немногих государственных зданий в Багдаде, которые начали функционировать десять дней назад. Здесь ничего не было разрушено, и мародеры сюда не заходили. Наоборот: здание, находящееся в народном квартале Багдада, находилось под защитой населения. "Мебель из дворца местные жители хранили у себя, ожидая, пока уляжется ситуация. Что касается архивов, то их никто не трогал, так как для их защиты была выставлена вооруженная охрана. Люди хотели защитить это государственное учреждение. Так что все осталось в целости и сохранности", ? поясняет судья Джамаль ар-Рави, специализирующийся на гражданских делах.
В тот же день официально начало функционировать министерство юстиции. Небольшой отряд американских солдат в бронежилетах пришел сюда, чтобы выдать 20-долларовую зарплату иракским служащим и выделить 20 тысяч долларов на ремонт и расчистку пострадавших помещений. Наряду с министерствами нефти и здравоохранения, также возобновившими свою работу, министерство юстиции является одним из первых государственных учреждений, открытых силами коалиции.
В связи с арестами, которые проводят совместные американо-иракские полицейские патрули (говорят, после падения Багдада арестовано уже более 3 тысяч человек), восстановление системы правосудия в Ираке стало приоритетной целью. Тем более что к обычным преступникам вполне могут добавиться те, кого теперь называют VIP-персонами. Из 55 руководителей партии "Баас", которых разыскивают войска коалиции, по меньшей мере 19 уже сидят за решеткой. Где именно? Точно этого не знает никто, хотя, по слухам, их содержат в тюрьме возле аэропорта.
Официально вопрос о том, кто будет судить Саддама Хусейна и его клику ? международный трибунал или специальный иракский суд, - еще не решен. Судья Дональд Кэмпбелл заверяет, что американская временная администрация "учтет мнение международного сообщества и иракцев". Но последние явно склоняются в пользу иракской юстиции. "Саддама нужно судить, как судили Гитлера, Сталина и других. Но поскольку преступления были совершены в Ираке, лучше это делать здесь", ? полагает Джамаль Мустафа аль-Кадари, бывший судья кассационного суда. Такое мнение разделяет и Клинт Уильямсон, главный американский советник иракского министерства юстиции. "Что касается этих лиц, то мы думаем, что преступления, совершенные против иракского народа, должны быть расследованы иракским правосудием", ? заявил он.
Вот только возможно ли это в стране, где министерства так долго находились под сапогом диктатуры? Американцы считают, что да. "Нужно очистить закон 1969 года от всех поправок, внесенных баасистским режимом, в частности от статьи, рассматривающей как преступление оскорбление президента. Но в остальном министерство юстиции оказалось не настолько тесно связанным с режимом, как это считалось", ? утверждает официальный представитель американской гражданской администрации Джеймс Ло. Хотя часть работников юстиции обвиняет бывшего министра, Мунзира Ибрахима аш-Шави, во вмешательстве в дела правосудия, он сохранил уважение многих других, которые отдают дань его "профессионализму".
По словам его сторонников (и не все из них баасисты), аш-Шави даже приложил руку к выведению министерства юстиции из-под прямого контроля президентского дворца. "К тому же, ? продолжает Джамаль Мустафа аль-Кадари, никогда не принадлежавший к партии "Баас", ? политические процессы были прерогативой специальных судов, состоявших из верных слуг режима, которые зачастую даже не являлись судьями. Никто не мог повлиять на решения, принимавшиеся этими судами. В целом же режим не был особенно близок к министерству юстиции, которое не вмешивалось в политику".
Именно по этой причине американцы не настроены придавать слишком большого значения тому, были ли эти служащие баасистами или нет. "Сам факт принадлежности к партии не станет поводом к дисквалификации. Большинство судей было вынуждено состоять в ней. Что для нас важно, так это их действия. Мы изучим их прошлое, чтобы узнать, были ли они замешаны в чем-либо, и таким образом проведем проверку служащих министерства", ? поясняет Джейм Ло.
Разумеется, в ходе суда над VIP-персонами иракская юстиция не обойдется без американской помощи. По мнению адвоката Ахмера Али, это было бы даже "наилучшим решением для всех". Через месяц после падения диктатора, когда иракцы ? шииты, сунниты или курды ? могут наконец свободно рассказать о своей личной трагедии, проблема юстиции является центральным вопросом для восстановления страны. Но, как говорит священник-доминиканец Томас Юсуф, "иракцы еще не начали своего Нюрнбергского процесса? Иракцы должны писать, рассказывать об этих черных годах, открывать захоронения. Они нуждаются в том, чтобы проделать большую работу памяти. Нужно не забывать, но прощать. И я верю, что лучшими врачевателями иракского народа станут поэты".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях