Статьи по дате

Le Monde | 15 мая 2003 г.

Канны: хрупкая сила французского кино

Николь Вюльсер

Черное и белое: в день открытия Каннского международного кинофестиваля (14 мая) французское кино продолжает находиться в парадоксальной ситуации. Оптимисты радуются тому, какую мощную финансовую поддержку продолжает получать национальное кинопроизводство: в 2002 году ее получили 200 фильмов. Эта тенденция сохраняется, и количество отснятых или находящихся в производстве кинолент по сравнению с 2001 годом не снизилось. Франция остается в этом плане также главным из пяти основных кинорынков Европы (184,5 миллионов зрителей), далеко обгоняя Соединенное Королевство, Германию, Испанию и Италию.

Другой ободряющий знак: рыночная доля национальных фильмов в стране остается довольно высокой ? 35%, что намного больше, чем у наших европейских соседей. За последние 15 лет 2001 и 2002 годы были лучшими для французского кино. Пятнадцать полнометражных фильмов в прошлом году перешагнули миллионный порог зрительской аудитории, а фильм "Астерикс и Обеликс" собрал рекордное число зрителей ? 14,2 миллиона. Оборот видеопроката, в частности от продажи дисков DVD, также растет, что позитивно сказывается на экономике киносектора.

Кроме того, 30 апреля министр культуры Франции Жан-Жак Айягон предложил провести целый ряд реформ, направленных на улучшение финансирования независимой киноиндустрии через региональные фонды и усовершенствованную систему сбора налогов. Теперь не один только Canal+, но и все платные телеканалы (в том числе TPC CineCinema) должны будут вносить свой вклад в поддержку французских фильмов.

Это "солнечная" сторона французского кино. Почти все профессионалы, однако, смотрят на ситуацию более мрачно. Судьба независимого кино остается для них объектом тревоги. Каждую среду (в этот день во Франции на экраны выходят блокбастеры. - Прим. Inopressa) между прокатчиками разгораются настоящие баталии. "Уменьшение количества копий действительно имеет место, хотя отчасти это связано с улучшением состояния залов", ? соглашается Антуан Виренк, руководитель Национальной федерации кинопрокатчиков. Предсказанный порог в тысячу копий был преодолен в декабре 2002 года "Гарри Поттером", который, наряду с "Властелином колец", "Планетой сокровищ" и "Умри, но не сейчас" занимал 70% экранов.

Авторским фильмам все труднее пробивать себе дорогу - составители программ для мультиплексов стремятся снять с афиши некассовый фильм меньше чем через неделю после его выхода на экран. Продолжающееся засилье блокбастеров грозит оттеснить на обочину все остальные кинофильмы.

Положение осложняется из-за недавнего, но значительного сокращения посещаемости кинозалов (с начала года она снизилась на 10?12%). Эта тенденция "связана со снижением темпов открытия новых залов, с ростом спроса на DVD-диски. Она заставляет нас искать способы улучшить условия выхода фильмов на экраны и избегать известных столпотворений в дни школьных каникул", ? утверждает Оливье Снанудж, заместитель главы Национальной федерации французского кино (НФФК).

Помимо этих трудностей, независимая киноиндустрия сталкивается также с известными проблемами финансирования. "По нашим данным, разница между уже выделенными средствами на производство фильма и его себестоимостью все время сокращается", ? отмечает Лоран Валле, генеральный директор Института финансирования кино. "Отмечается увеличение доли картин совместного производства: продюсеры уже не могут, как раньше, получать едва ли не систематическое предварительное финансирование от Canal+. Продюсерам стало жить труднее", ? добавляет он.

Кризис Canal+, достигший своего апогея на последнем Каннском фестивале, судя по всему, продолжается. Однако напряженность между каналом ? который остается главным банкиром французского кино ? и профессионалами уменьшилась. "Представители кино встречались с руководством Canal+ 24 апреля, ? рассказывает председатель профсоюза независимых продюсеров Мари Масмонтей. ? Они нас обнадежили, заверив, что Vivendi Universal хочет сохранить Canal+ и что обязательства канала перед кино не будут поставлены под вопрос. Они сознают, что Canal+ должен быть представлен на кинорынке в целом, а не только на рынке кассовых фильмов, на что его побудила конкуренция со стороны TPS. Эти слова ? совсем не то, что мы слышали в прошлом году", ? говорит она.

Канал также делает жест, которого многие продюсеры с нетерпением ждали: решение участвовать в финансировании фильма больше не будет зависеть от Натали Блок-Ленэ, которой до сих пор принадлежало решающее слово в выборе финансируемых Canal+ фильмов. Отныне проекты будут рассматриваться коллегиально. По данным Национального центра кинематографии, инвестиции Canal+ в кино уменьшились в 2002 году более чем на 30 миллионов евро и составили 123 миллиона. Сокращение числа абонентов может со временем обернуться потерями для кино, так как обязательства рассчитываются исходя из оборота канала.

Невзгоды Canal+ и его головной фирмы являются прямой причиной прекращения активности двух групп, связанных с Vivendi Universal (Studio Images и Gimages). Прокатчик Bac Majestic прекратил контакты со Studio Canal и пытается выйти из глубокого финансового кризиса. Последнее звено в производственной цепочке - техническая индустрия - также переживает не самые спокойные времена, о чем свидетельствует недавний отчет Дюрана-Дюбуа.

Хотя телеканалы явно помогают финансированию французского телевидения, их интерес к нему падает. В отличие от футбола, фильмы уже не являются предметом массового спроса. В 2002 году кабельные каналы транслировали на 5,3% меньше фильмов, чем в 2001 году, а закупки прав сократились на 6%.

Сегодня уже всем понятно: назрела острая необходимость в переосмыслении самого подхода к финансированию французского кино. Но есть опасность, что на выполнение этой задачи уйдут долгие годы.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru