Süddeutsche Zeitung | 15 мая 2003 г.
Тюрьма вместо альтернативной службы
Франк Нинхузен
Во многих странах молодые люди, которые отказываются служить, до сих пор подвергаются серьезным наказаниям.
Позади у жителя Армении Хамбартсума Одабашана несколько недель тяжелого судебного разбирательства, а если его адвокату не удастся совершить чудо, то впереди молодого человека ждут три года лагерных работ. В начале марта за отказ от несения воинской службы суд приговорил Хамбартсума к полутора годам тюремного заключения, однако прокурору этого показалось мало. В апреле срок наказание увеличили до трех лет. Одабашан может утешаться только тем, что он один из последних отказников, попадающих в тюрьму. Дело в том, что под давлением Совета Европы Армения обещала до конца года принять закон о гражданской службе.
Именно из-за таких случаев, как с этим молодым человек из Армении, организация War Resisters International ("Противники войны в мире") и выступает по всему миру в защиту пацифистов. Сегодняшний день организация провозгласила Днем отказа от воинской службы.
В этот всемирный день протеста в центре внимания находится Израиль - страна, где отказ от военной службы запрещен и где, по данным WRI, только за прошедшие два года более 180 уклоняющихся от армии были посажены в тюрьму. "В большинстве стран военные до сих пор имеют огромную власть, поэтому отказникам с трудом приходится бороться за свои права", - говорит представитель WRI Барт Хореман.
В то время как в Западной Европе гражданская служба закреплена юридически, а в самой Германии солдат в любой момент имеет право написать заявление об отказе, в большинстве остальных стран в качестве инструмента подавления до сих пор используется тюремное заключение.
В Южной Корее, например, в данный момент в заключении находятся 1500 мужчин, и это несмотря на то, что свобода совести гарантирована конституцией. Лишь два года прошло с тех пор, как гражданская служба была введена в Тайване, который пока остается единственном азиатском государством с такой возможностью.
Еще хуже ситуация в Африке. "Там вообще нет ни одного государства, которое бы предлагало службу, альтернативную военной", - говорит Хореман.
В Европе дела обстоят лучше, хотя и не идеально. "Это альтернативное рабство", - заявил российский политик-либерал Григорий Явлинский по поводу одобренного в прошлом году (спустя девять лет после того, как это право было прописано в конституции) Думой закона о гражданской службе. Тот, кто не хочет два года проходить военную службу, а таких перед лицом угрозы быть посланными в Чечню немало, с января может проходить альтернативную службу сроком три с половиной года. Да и то преимущественно в казармах, где новички подвергаются ставшим уже печально известными издевательствам со стороны товарищей, которые порой заканчиваются смертью. Так что у отказников есть все причины бояться, недаром один из генералов так и заявил: "Уверяю вас, что будет очень мало тех, кто захочет идти на альтернативную службу".
В Турции гражданская служба невозможна даже теоретически, несмотря на то что Совет Европы предписывает своим членам ввести такое право. По данным WRI, турецкие власти преследуют в судебном порядке 40 тысяч мужчин, которые уклонились от воинской обязанности. Среди них много курдов, опасающихся, что турецкие власти могут заставить их стрелять в свой собственный народ. Даже член Европейского союза Греция нарушает Социальную хартию Совета Европы, за что не раз подвергалась критике. В этой стране гражданская служба длится 36 месяцев, в два раза дольше военной, что, по мнению Совета Европы, является недопустимым наказанием.
Армянину Одабашану, которому грозит тюрьма, такая служба, вероятно, показалась бы просто раем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях