Neue Zürcher Zeitung | 15 мая 2006 г.
Российская таможня в новых руках
Корреспондент
Начало борьбы с коррупцией или отступление от реформ
Президент Путин снял с Минэкономразития полномочия по надзору за деятельностью Федеральной таможенной службы и передал таможенные ведомства, печально известные коррумпированностью чиновников, в непосредственное ведение российского правительства. Попытки провести либеральные реформы в этой области, которые и без того затянулись, вообще грозят окончиться провалом.
Вскоре после того, как Владимир Путин в послании Федеральному собранию на прошлой неделе открыто признал, что до сих пор ему не удалось достигнуть успехов в борьбе с коррупцией, всеобщее внимание привлекли последовавшие в Москве чередой увольнения и кадровые перестановки. Изменения в руководящих составах затронули ФСБ, МВД, прокуратуру, Федеральную таможенную службу и даже Совет федераций - аналог швейцарского совета кантонов в российском парламенте. Деятельность практически всех чиновников, которых коснулась перетряска, тем или иным образом была связана с таможенной службой или борьбой с экономическими преступлениями и фальсификацией товаров. По сообщениям представителей прокуратуры, против 20 чиновников из таможенной службы и смежных министерств проводятся расследования по подозрению в мошенничестве.
Хорошие инициативы претворяются в жизнь недостаточно активно
Недавние меры по "зачистке" ряда служб и ведомств последовали вскоре после того, как президент Владимир Путин своим указом передал Федеральную таможенную службу из ведения Минэкономразития в непосредственное ведение правительства РФ. В ведении Минэкономразвития она оказалась в рамках административной реформы 2004 года. Административные реформы проводились с той целью, чтобы такие службы, как таможенная, в полномочия которых входит надзор за исполнением предписаний и сбор денег, больше не действовали по установленным ими самими правилам. Так же, как таможенная служба находилась в ведении Минэкономразвития, налоговая служба подчинялась Минфину.
Минэкономразвития за последние два года инициировал различные мероприятия, направленные на более точное определение прав и обязанностей таможенников, упрощение излишних таможенных формальностей. За счет усовершенствования информационных систем планировалось предотвратить растущие злоупотребления должностными полномочиями. Однако, несмотря на реформы, до конца так и не удалось получить контроль над более сильными и имеющими численное преимущество таможенными управлениями. На практике оказалось, что извечные проблемы контрабанды и охочих до взяток таможенников, использующих необоснованно затратные и неясные процессуальные нормы в целях вымогательства незаконных денег, все еще не решены. Широко распространена и практика заведомо неверного декларирования товаров, на которую таможенники закрывают глаза, с целью ухода от уплаты таможенных сборов и пошлин с последующим дележом "сэкономленных" средств.
"Силовики" продолжают захватывать власть
Премьер-министр России Михаил Фрадков, деятельность которого в прошлом тоже была связана со спецслужбами, назначил в пятницу Андрея Бельянинова новым руководителем Федеральной таможенной службы РФ. До 1998 года Бельянинов был сотрудником российских спецслужб, а с 2004 года и до недавнего времени занимал один из ведущих постов в федеральной службе по оборонному заказу.
Уже в пятницу Бельянинов начал кадровую перестановку в таможенной службе. Если это означает начало решительных реформ, такие меры могут только приветствоваться. Эффективные таможенные управления, несомненно, внесут свой вклад в улучшение экономического климата России и ее привлекательности. До настоящего момента российская таможня по своей структуре и манере работы походила, скорее, на военную организацию без понимания экономической составляющей дела. Часто таможенная служба вызывала ассоциации с государством в государстве - не в последнюю очередь потому, что генерировала, по разным оценкам, до 40% всех поступлений в бюджет РФ.
Но вывести из игры ориентированное на реформы Минэкономразвития, расширить свободное поле деятельности для таможни и насажать туда так называемых силовиков - все это вряд ли обеспечит благоприятные предпосылки для изменений к лучшему. Силовики, которые при президенте Путине, выходце из спецслужб, переживают небывалую эпоху ренессанса, не блещут глубоким пониманием экономики, зато обладают чрезмерной склонностью к всеобъемлющему контролю. Будет удивительным, если они действительно смогут способствовать тому, чтобы в России таможню рассматривали впредь не как машину по отъему денег, а как инструмент для эффективного и максимально либерального управления экономикой. Скорее всего, остается опасность, что под видом борьбы с коррупцией силовики хотят добиться контроля над самыми доходными источниками прибыли от этой самой коррупции и ослабить реформы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях