Tagblatt | 15 ноября 2004 г.
Каждый пятый хочет возврата коммунизма
Рудольф Груббер
Чехия: через 15 лет после смены курса демократия еще не упрочилась
Чехия считается одной из тех стран бывшего восточного блока, которая лучше других интегрировалась в западноевропейскую систему ценностей. Однако опросы показывают, что многие чехи желают возврата в коммунистические времена.
Сцены и события были полны драматизма: толпа на площади Венцеля в Праге, которая в ноябре 1989 года мужественно стояла на холоде и стуком ключей "оповещала" о конце сталинизма; или Вацлав Гавел, который боролся против режима, установленного Москвой, одним лишь словом и вырос до президента. Тогда смену власти назвали "бархатной революцией". Однако сегодня от тех чувств ничего не осталось.
Через 15 лет после смены власти, как указывает последний опрос общественного мнения, 20% чехов желают вернуться в коммунизм. Как главную причину опрошенные называют гарантированную тогда работу, пусть незначительный, но стабильный доход, низкие цены и практически отсутствие преступности. Кажется, никто не вспоминает о хроническом дефиците.
"Они только знают, что твердят: тогда почти все было бесплатно и каждый имел работу", - говорит специалист по изучению общественного мнения Ян Хадрава.
Пенсионеры голосуют за коммунистов
Именно пожилые люди, которые лучше всех знают, что это был за режим, сегодня, тем не менее, его прославляют. Тот же самый опрос показал, что 56% из группы 60-69-летних полагают, будто раньше они жили лучше, чем сегодня. Не удивительно: от смены курса проиграли в первую очередь пенсионеры, сегодня они в большинстве случаев голосуют за Коммунистическую партию Чехии-Моравии. В группе 20-29-летних только 3% желают возврата коммунизма.
Много лицемерия
Особенно отвратительно слышать, как бывший коммунистический функционер, а ныне предприниматель Антонин Кутек комментирует результаты опроса: "Тогда было больше порядка, люди испытывали уважение к полицейским, прокурорам и судьям, а также не было такой коррупции, как сегодня". Кутек, который все еще считает себя приверженцем коммунизма, конечно, умалчивает, что тогда полиция и юстиция были лишь инструментами произвола властей.
То, что демократия еще на удивление слабо закрепилась в умах чехов, должно, собственно, вызывать у сегодняшних правителей тревогу. Не только абсолютное большинство поколения 60-летних полагает, что переход к демократии был "ошибочным решением"; большая часть среднего поколения - одна треть 50-60-летних, одна четверть 40-50-летних - тоже в этом убеждены. Правда, те, кто моложе 40 лет, выступают за демократию, однако считают государство слабым, а большинство политиков - коррупционерами.
Данные опроса подтверждают пренебрежение к политике, которую результаты выборов отражают уже с середины девяностых годов. С тех пор демократические партии постоянно теряют поддержку избирателей: гражданские демократы, чей бывший лидер Вацлав Клаус потерпел неудачу в качестве премьера-реформатора; социал-демократы, которые сначала набрали очки на популизме, но потом, вынужденные проводить реформы в преддверии вступления в ЕС, утратили расположение избирателей.
Слабые партии
Выгоду из кризиса демократии извлекли коммунисты, которые в Чехии, в отличие от всех остальных партий стран бывшего восточного блока, так и не подверглись никаким демократическим изменениям. Коммунистическая партия Чехии-Моравии на выборах в 2002 года стала уже третьей силой вслед за социал-демократами и гражданскими демократами. Рецепт коммунистов прост: они обещают возврат уверенности в материальной стабильности и разжигают предубеждения против ЕС, который вынужден расплачиваться за многое из того, что происходит в республике на Влтаве.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях