Financial Times | 15 ноября 2004 г.
Высокий рейтинг не может скрыть растущих проблем России
Ян Бреммер
Сложно спорить с недавним повышением агентства Moody's рейтинга России. Цены на нефть остаются высокими, а учитывая политическую нестабильность в Ираке и на всем Ближнем Востоке, политическую напряженность в Нигерии, взрывоопасный экономический рост Китая и зимнее увеличение спроса на нефть, цены вряд ли существенно упадут в ближайшем будущем. Российский бюджет принимает фантастические масштабы, вероятность дефолта в России минимальна. Вот по каким параметрам Moody's определяет рейтинг страны.
Однако инвесторы не должны обманываться, глядя на высокие цены на нефть и высокие оценки рейтинговых агентств, и верить в то, что с российскими рынком все в порядке. Доверие инвесторов может быть подорвано в любое время, а политические риски в России в связи с рядом проблем все повышаются.
Владимир Путин, российский президент, использовал страх и озлобленность после недавних террористических актов для того, чтобы сократить влияние российских политических институтов, сделать управление государством еще менее прозрачным, уменьшить критику СМИ. Президент предлагает, чтобы все места в парламенте заполнялись по партийным спискам: этот шаг в действительности может означать, что представители законодательной власти будут обязаны своими местами не местным избирателям, а лидерам партий. И для Путина это эффективный способ сократить количество переменных, пока он проводит через парламент свои реформы.
Путин также предложил отказаться от прямых выборов губернаторов в 89 российских регионах. Согласно его плану, губернаторы будут выбираться президентом, после чего их кандидатуры должны быть ратифицированы местными парламентами. В этих предложениях скрывается некая тактическая мудрость. Региональные губернаторы не посмеют не поддержать шаг по установлению прямого контроля над их политическим будущим.
Кроме того, Путин предложил отменить ограничения на количество возможных губернаторских сроков. Теперь губернаторы получают шанс сохранять свои посты на неопределенное время, и все, что для этого им требуется - это благорасположение Кремля. От милости российского президента теперь будут зависеть не только региональные губернаторы. 1 октября при 175 голосах "за" и 2 "против" Совет Федерации одобрил меру, по которой Путин получает контроль над органом, назначающим судей в главные суды страны, и полномочия наказывать и увольнять судей, если они демонстрируют качества, которые не нравятся Кремлю.
Рынки любят прозрачность. Они не станут реагировать позитивно на попытки правительства ограничить влияние наблюдателей. Российские СМИ с национальным охватом уже более двух лет находятся под бдительным контролем Кремля. Печатные СМИ - менее влиятельные и поэтому менее опасные, как считает Кремль, - до сих пор пользовались относительно большей свободой.
Но и это, скорее всего, изменится. 6 сентября от занимаемой должности был освобожден Раф Шакиров, редактор уважаемой газеты "Известия", после критического освещения событий в Беслане.
Рынки также любят преемственность и предсказуемость. Они не станут реагировать позитивно на действия правительств, которые ограничивают демократическую систему контроля за исполнительной властью. Путин, по всей видимости, намерен наслаждаться властью, которую он сейчас консолидирует, и после 2008 года, когда, согласно конституции, истекут его полномочия. Статья 81 раздел 3 российской конституции говорит о том, что никто не имеет права избираться на должность президента более двух раз. Сейчас появляются признаки того, что Путин может внести поправки в конституцию и увеличить президентский срок до 7 лет или просто отменить все имеющиеся ограничения, расчистив путь для своего переизбрания каждые четыре года, пока ему будет угодно.
Вполне возможно, что на сегодняшний день президент пока не монополизировал власть настолько эффективно, как полагают некоторые, и что Кремль раздирают соперничество и расколы, которые подрывают способность российского правительства формировать связную политику в отношении принципиальных вопросов реформирования России. Подход Кремля к делу ЮКОСа в последние недели был каким угодно, только не связным, что заставило кое-кого предположить, что внутренняя борьба в Кремле неподвластна контролю Путина. Рынки, конечно, внимательно наблюдают за развитием драмы ЮКОСа в поисках четких сигналов того, насколько мудро в данный момент инвестировать в Россию. До сих пор эти сигналы были неубедительными.
Наконец, есть еще вопрос терроризма. Путин не придумывает опасность для российской безопасности, он реагирует на реальную и растущую угрозу для безопасности. Недавно российское правительство предприняло беспрецедентный шаг по укреплению мер безопасности на ядерных объектах.
На самом деле, вероятность смертельной для рынка террористической атаки - возможно, даже с применением "грязной бомбы" в крупном городе - остается в России выше, чем в любой другой стране. Россия - это единственная страна в мире, в которой есть и существенные запасы невостребованного радиологического материала, и большое количество хорошо обученных специалистов-ученых, сидящих на нищенской зарплате, и крупные террористические организации, а это особенно опасная смесь.
Нежелание Путина добиваться урегулирования чеченской проблемы каким-либо иным путем, кроме военной победы, заставляет инвесторов думать, что проблемы в сфере безопасности переживут Путина. И его шаги по консолидации власти и угнетению СМИ беспокоят инвесторов, которые надеются на более справедливый, более открытый деловой климат. В результате, скорее всего, появится правительство, менее ответственное перед кем бы то ни было, более коррумпированное и менее демократическое. Когда цены на нефть наконец начнут падать, Россия может заплатить за это высокую цену.
Ян Бреммер - президент Eurasia Group и сотрудник Института мировой политики
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях