Financial Times | 15 ноября 2006 г.
Никакого "Газфингера"
Редакция
С выходом нового фильма о Джеймсе Бонде - знаете, наш человек расстраивает злодейский план достижения мирового господства - совпало появление конфиденциального исследования экономического комитета НАТО, утверждающего, что Россия пытается создать некую "газовую ОПЕК". В воображении возникает образ русского медведя с когтями во всех энергетических пропускных пунктах Европы. А вы-то думали, что холодная война канула в Лету.
На первый, да и на второй взгляд, это выглядит параноидальной экстраполяцией простого факта - Европа зависит от России в получении примерно четверти необходимого ей газа.
Как тезис это подкреплено некоторыми аспектами поведения Москвы за последний год, использованием ее нефтегазовых богатств - некоторые из которых ренационализированы сомнительными в правовом отношении методами - для укрепления и обеспечения государственной власти и восстановления влияния в бывших советских владениях, ныне "ближнем зарубежье" России, прежде всего на Украине и в Грузии. Правительство Владимира Путина на короткое время перекрыло прошлой зимой газовые поставки на Украину, создав неожиданную недостачу в странах Европейского союза, так как украинские трубопроводы - это главные ворота российского экспорта в Западную Европу".
В украинском конфликте, равно как и в нынешнем конфликте с Грузией, для которой российский газовый монополист "Газпром" решил удвоить цены, трудно отделить геополитическое запугивание от жесткой коммерческой логики.
Тем не менее представляется логической натяжкой, когда из всего этого делают вывод, что Россия может или будет - пытаться создать "газовую ОПЕК".
Конечно, высокие цены на углеводородное топливо и другое сырье спровоцировали всплеск сырьевого национализма, который в некоторых случаях (например, Венесуэла или Иран) в той же степени является демонстрацией силы, в какой способом максимизировать свои доходы. Россия, бывшая сверхдержава, всегда была готова присоединиться.
Взаимный оппортунизм привел к тому, что Россия координирует политику с Алжиром, который примерно на одну десятую обеспечивает газовые потребности Европы. Но приведенный в исследовании НАТО список предполагаемых членов картеля граничит с абсурдом. Катар и Ливия - это синонимы непредсказуемости даже на Ближнем Востоке. Они по-прежнему во многом полагаются на иностранные технологии и инвестиции в эксплуатации своих газовых месторождений. Другие вероятные члены, вроде Норвегии, тоже звучат неубедительно. Помимо НАТО, Норвегия не любительница куда-либо вступать, будь то ОПЕК или ЕС, и усердно отстраивает долю рынка для своего газа.
Доклад НАТО, хотя он носит лишь рекомендательный характер, мутит воду в момент, когда ЕС необходимо пристально сосредоточиться на реалистичных целях энергетической безопасности. Требование Польши, чтобы Москва полностью присоединилась к Энергетической хартии ЕС, которая открыла бы третьим сторонам доступ к российской трубопроводной сети, не реалистично.
Реализм также приводит нас к выводу, что Россия будет нестабильным поставщиком газа в Европу (правомерным нефтяным аналогом будет Саудовская Аравия, а не ОПЕК). Но в этом случае "Газпром" зависим от Европы уж никак не меньше, чем Европа от России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях