The Wall Street Journal | 15 ноября 2006 г.
Пламенные проповеди или плагиат?
Сюзанна Сэтэлайн
Та проповедь, которую вы слушали в воскресенье, могла быть взята из интернета. Преподобный Мун покупает свои проповеди за 10 долларов, прочим они достаются бесплатно
Преподобный Брайан Мун говорит, что идеи для проповедей приходят к нему, когда он катается на водных лыжах, смотрит по телевизору фильм "Меня зовут Эрл" или ремонтирует свой "бьюик" 1969 года. А еще он находит вдохновение в интернете, как это случилось, к примеру, в августе, когда он проповедовал о "Божественной математике".
"Люди тонут, они утопают в своих браках, утопают в своих карьерах, утопают во вредных привычках, - сказал Мун своей пастве в "Церкви Солнечного берега" в Лэндолейксе, штат Флорида. - Им нужен кто-то, кто спас бы их, кто втащил бы их на плот. Им нужны люди, движимые Божественным промыслом".
Эти слова, как выясняется, были впервые произнесены три года назад преподобным Эдом Янгом, пастором "Церкви Братства" в Грейпвайне, штат Техас. На своем сайте creativepastors.com он продает конспекты этой и других проповедей по 10 долларов за штуку.
Мун говорит, что произнес примерно три четверти проповеди Янга - "просто потому, что она была действительно хороша". В эти три четверти попала и история про плавание по бурным водам, похожая на фрагмент оригинальной проповеди Янга. Мун, который стал пастором семь месяцев назад, не признает авторство Янга и не извиняется за использование "вторсырья".
"Правда есть правда, и нет смысла изобретать велосипед, - говорит Мун. - Если у вас уже есть хорошая вещь, зачем биться головой о стену и пытаться придумать ее самому?"
Сегодня многие проповедники с этим согласны. Проповедь - устное выступление, которое изначально должно было выражать мысли произносящего его клирика, - вступила в эпоху повторов. Темы и конспекты можно найти на сайтах sermoncentral.com, pastors.com, sermonspice.com и desperatepreacher.com. В прежние времена проповеднику, чтобы раздобыть проповедь, приходилось заглядывать в книгу, журнал или сборник проповедей.
Предложение адресовано сразу многим христианским деноминациям и позволяет традиционалистам-пресвитерианцам или евангелистам из мегацеркви за несколько долларов или даже бесплатно скачивать речи о вере, надежде и благотворительности. Компания Torah-Fax в Дейви, штат Флорида, предлагает подписаться на электронную рассылку для раввинов. Некоторые сайты платят авторам до 50 долларов за новую проповедь или покупают сразу целые архивы выступлений.
Распространение практики торговли мудростью в розницу вызвало дискуссии об этической стороне дела, особенно после случаев, когда пасторы вынуждены были сменить работу из-за обвинений в плагиате. Некоторые клирики говорят, что продажа проповедей приводит к упадку ораторского искусства, наносит ущерб образованности пасторов и доверию между ними и паствой.
"Долг каждого церковнослужителя - предложить своей пастве свежую интерпретацию", - считает проповедник и профессор Кэндлеровской школы теологии в Университете Эмори в Атланте. - Легкомысленное отношение к истине и обман относительно происхождения своих идей означают ложь".
Дебаты о плагиате усилились в последние месяцы, после того как сайт, предлагающий проповеди, опубликовал эссе преподобного Стива Сьогрена под заголовком "Главное - не оригинальность, а действенность!". Сьогрен призывает пасторов перестать тратить время на потуги быть оригинальными и вместо этого произносить тексты более талантливых ораторов.
"Нам надо преодолеть мнение, что следует в наших еженедельных выступлениях быть совершенно оригинальными, - пишет пастор Сьогрен, основатель общины Церкви "Виноградник" в Цинциннати. - Ребята, у которых я черпаю вдохновение, сами берут 70% своего материала у кого-нибудь еще".
Преподобный Рей ван Несте, доцент Юнионского университета в Джексоне, штат Теннесси, написал в своем блоге "Присмотр за душами", что слова Сьогрена "совершенно отвратительны", и сообщил, что ему пишут расстроенные прихожане. "В церкви есть люди, которые чувствуют, что пасторы их предали, - говорит ван Несте. - Это похоже на жульничество".
После того как пастор Брайан Джонсон, отвечающий за музыкальную составляющую службы, пожаловался на плагиат, комитет "Церкви высот свободы" в пригороде Цинциннати Вест-Честере, штат Огайо, выдал преподобному Терри Филдсу руководство относительно подготовки проповедей, в частности, указания о том, как ссылаться на источники. Плагиат продолжается, говорит бывший дьякон Дэн Уильямсон, который больше не служит в этой церкви.
После четырех или пяти жалоб пастор Филдс в прошлом году оставил должность. Он не отвечает на телефонные звонки с просьбой прокомментировать ситуацию. "Я не считаю, что, произнося чужую проповедь, человек провозглашает открывшееся ему Слово Божье", - говорит Уильямсон.
Обвинения в плагиате также затронули некоторых известных клириков, в том числе преподобного Гленна Уэгнера, бывшего старшего пастора "Церкви Голгофы" в Шарлотте (штат Северная Каролина) и бывшего проповедника общенационального движения "Верные Слову", целью которого является пропаганда семейных ценностей среди мужчин. Уэгнер говорит, что покинул свою церковь в 2004 году после того, как признал, что часть его проповедей была написана его другом-пастором. Уэгнер говорит, что в то время у него была депрессия. "Большинство пасторов, которых я знаю, помогают друг другу в трудную минуту, делясь материалами и идеями", - говорит он.
Лонг из Эмори считает, что плагиат проистекает из тщеславия и желания клириков быть "пламенно увлекательными". "Наши церкви превратились в театры, а священники - в остроумных лекторов, побуждающих к добру исключительно в развлекательной форме", - говорит Лонг.
Когда-то пасторы корпели над периодическими изданиями и антологиями, чтобы усвоить стиль выдающихся проповедников. Теперь в интернете им предлагают видеозаписи, шутки и графические материалы в PowerPoint, соответствующие содержанию проповеди. Некоммерческое объединение Creativepastors.com, принадлежащее "Церкви братства", с января 2004 года получило доход в размере 1,7 млн долларов и имеет, по данным пастора этой церкви Янга, 17,5 тыс. клиентов.
"Я думаю, что проповеди сегодня стали лучше благодаря большому объему информации, которую легко получить", - говорит он. Растущая конкуренция со стороны коммерческих сайтов и местных церквей заставила некоторые сайты предоставлять информацию бесплатно. Sermoncentral.com, который считается самым крупным сайтом, вывесил более 80 тысяч бесплатных проповедей, рассказов и драматических произведений; по данным самого сайта, на него заходят 170 тыс. посетителей в неделю.
Пользователи говорят, что такие сайты подстегивают воображение, предоставляют данные исследований и предлагают наброски, позволяющие структурировать разрозненные мысли. Гленн Боун III, пастор "Церкви доброго зерна" в Чикаго, говорит, что заимствует проповеди Янга, добавляя в них "местный колорит". Например, он заменяет большие дома и автомобили, которые упоминает Янг, на "золотые цепи". В январе Боун дополнил проповедь Янга о церковной десятине песней Барри Уайта.
Преподобный Бретт Блэр, владелец sermons.com, говорит, что любой, кто покупает что-то из его кладовой рассказов и 6000 проповедей, платит за права на этот материал. Другие менее строги. Pastors.com требует от покупателей согласиться с тем, что материал предназначен для их личного использования, не появится в церковных публикациях и не будет транслироваться или выкладываться на других сайтах. Sermoncentral.com требует от пользователей регистрации и сообщения контактной информации. На сайте говорится, что он заморозит счет любого автора, если выяснится, что тот поставляет на сайт чужие материалы; пользователей просят также ссылаться на источники.
Пасторы не согласны с тем, что необходимо указывать происхождение текстов. Старший пастор церкви в Литтл-Роке, штат Арканзас, говорит, что он регулярно ссылается с амвона на автора книги "Жизнь, подчиненная цели" Рика Уоррена. Сам Уоррен считает, что в этом нет необходимости. "Они же произносят проповедь, а не пишут сноски к экзаменационной работе", -пишет Уоррен в электронном письме.
Сьогрен говорит, что ему забавно слышать, что его собственные проповеди звучат в других церквах. Он называет непременное установление авторства "бессмысленной тратой времени".
"Настоящий плагиат - это когда берут текст из одной книги и помещают его в другую, - говорит Сьогрен. - В устном выступлении можно взять материал у других и передать его в устной форме, и это не будет плагиатом".
Профессор ван Несте говорит, что когда пастор выдает текст за свой собственный, он занимается плагиатом. "Дело здесь не в признании чужих заслуг. Речь идет о честности человека", - говорит он.
Брюс Блатц, один из представителей конгрегации Муна в Лэндолейксе, штат Флорида, не возражает против того, чтобы его пастор - иногда - проповедовал чужими словами. Но, говорит Блатц, "он должен быть способен породить нечто хоть сколько-нибудь оригинальное".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях