Le Figaro | 15 ноября 2007 г.
Эр-Рияд опасается американской атаки на Иран
G. M.
Опасаясь, что Тегеран предпримет ответные меры в отношении ее нефтедобывающих объектов, Саудовская Аравия сближается с Москвой, которая пользуется доверием иранцев на фоне кризиса вокруг иранской ядерной программы
Сделав ставку на диалог, саудовское руководство, похоже, смирилось с мыслью о нападении США на Иран. "Мы все ближе к конфронтации", - сказал в интервью Le Figaro Абдель Мозен Хакас, министр социальных вопросов. "Тон Джорджа Буша наводит нас на мысль, что он уже решил, что будет делать", - отмечает Рихаб Массуд, правая рука принца Бандара Бен Султана, бывшего посла Саудовской Аравии в США, очень хорошо знакомый с ситуацией по ту сторону Атлантики. Подтекст этого утверждения таков: американский президент не уйдет из Белого дома, не "разобравшись" с угрозой, которую представляет иранская ядерная программа.
Официально саудовская монархия, являющаяся традиционным союзником Вашингтона, выступает против нового конфликта, опасаясь усугубления дестабилизации на Ближнем Востоке. "Но если он разразится, саудовцы его молча одобрят", - отмечает работающий в Эр-Рияде западный дипломат. Помимо ядерной программы страшит Саудовскую Аравию и растущее влияние Тегерана в суннитских арабских странах, в том числе и в ней самой. "Когда говоришь с саудовцами об иранском атоме, - продолжает западный дипломат, - они отвечают, что иранцы в Ираке, иранцы в Ливане, иранцы в Палестине и Сирии".
Опирающаяся на свои нефтяные запасы и статус хранителя священных мест ислама, Саудовская Аравия считает себя защитницей суннитского мира перед лицом шиитского Ирана. Летом 2006 года Эр-Рияд осудил "авантюризм" ливанского союзника Ирана - "Хизбаллы", развязавшей военные действия против Израиля.
Несмотря на попытку иранских насильственных действий в стране, столь дорогой саудовцам, в последующие месяцы принц Бандар несколько раз встречался со своим иранским коллегой, возглавляющим Национальный совет безопасности, Али Лариджани, недавно ушедшим в отставку. Под эгидой короля Абдаллы саудовцы стремились сохранить контакт со своими соседями.
"Обсуждать что-то с иранцами бессмысленно"
"Вот уже десять месяцев мы не были в Иране, - сожалеет Рихаб Массуд. - У нас складывается впечатление, что обсуждать с иранцами ядерную программу или Ливан бессмысленно".
Саудовская Аравия была разочарована мартовским визитом президента Махмуда Ахмадинежада в Эр-Рияд, в ходе которого Иран не пошел ни на какие уступки. Напротив, саудовцы стали свидетелями растущего влияния Тегерана среди иракских шиитов. Сегодня, когда все отчетливее слышен топот армейских сапог, они опасаются иранского внедрения в ряды собственного шиитского меньшинства, населяющего нефтяные районы на востоке королевства.
В месяц Рамадан Мекку посетило довольно мало иранцев. В последнее время единственной встречей на высоком уровне стали переговоры саудовского министра внутренних дел принца Найефа и его иранского коллеги Голама Хосейна Мохсени-Эджеи. Ожидаемый на начинающемся в эти выходные в саудовской столице саммите ОПЕК президент Махмуд Ахмадинежад должен встретиться с королем Абдаллой.
И хотя американцы не нуждаются в территории Саудовской Аравии для нанесения ударов по Ирану, Эр-Рияд обеспокоен возможными ответными мерами со стороны Ирана, направленными на его нефтедобывающие объекты. "Если иранцы захотят навредить Соединенным Штатам, они попытаются перекрыть наши пути нефтяных поставок, напав на терминал "Абкаик" или нефтеперерабатывающий завод в Рас аль-Таннура", - предупреждает Хакас. Этими опасениями объясняется крайняя осторожность саудовской дипломатии, не желающей раздражать Иран. "Когда мы предложили им сделать совместное заявление по ядерной программе, они отказались", - признается один французский дипломат.
Вдоль берегов Персидского залива нет никаких признаков подготовки армии или флота Саудовской Аравии к конфликту. Когда несколько месяцев назад иранский корабль - пытавшийся проверить обороноспособность страны - вошел в саудовские территориальные воды, Эр-Рияд прореагировал в высшей степени соразмерно.
В то время как Франция и Великобритания выступают за ужесточение санкций против Ирана, саудовская дипломатия надеется на посредничество России. "У русских хорошие отношения с иранцами, - отмечает Рихаб Массуд. - Они могут сыграть полезную роль".
После визита Владимира Путина - первого визита кремлевского лидера в Саудовскую Аравию - принц Бандар отправился в Москву. Для поощрения своих новых российских партнеров Эр-Рияд должен купить у них около сотни вертолетов. "Но русские признались нам, что обстановка в Тегеране странным образом напомнила им атмосферу в Багдаде за месяц до начала войны 2003 года", - с горечью сказал Рихаб Массуд.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях