The Wall Street Journal | 15 октября 2001 г.
США заключили военное соглашение с Узбекистаном
Гай Чейзан и Стив Ливайн
Укрепляя отношения с новым важным союзником в борьбе с терроризмом, США объявили о том, что придут на помощь Узбекистану в случае, если он подвергнется нападению. Тем самым они намекнули на новое военное партнерство, которое может изменить соотношение сил в Средней Азии.
Предложение, содержащееся в принятом в пятницу совместном заявлении, было сделано спустя неделю после того, как Узбекистан дал согласие на использование американскими войсками своего военного аэродрома в ходе проведения гуманитарных и поисково-спасательных операций в рамках кампании против руководства движения Талибан и Осамы Бен Ладена - главного подозреваемого в совершении терактов в США.
Пятничное заявление было сделано с тем, чтобы дать понять, что США не игнорируют угрозу ответного удара талибов по Узбекистану, который опасается быть втянутым в региональный конфликт по причине своего сотрудничества с США. Однако появление узбекско-американского альянса может вызвать негативную реакцию России, которая будет сопротивляться постоянному американскому военному присутствию в регионе - Москва по-прежнему считает его сферой своего влияния.
"Правительства наших двух стран решили установить качественно новые отношения, основанные на долгосрочной приверженности делу укрепления безопасности и региональной стабильности, - говорится в заявлении, переданном по узбекскому телевидению и зачитанному официальным представителем госдепартамента США Ричардом Баучером. ? Стороны пришли к выводу о необходимости незамедлительного проведения консультаций с целью выработки соответствующих мер в случае возникновения прямой угрозы безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан".
Американские официальные лица в Ташкенте и Вашингтоне отказались комментировать это заявление, однако политические эксперты в Узбекистане заявили, что оно подразумевает оказание военной помощи этой стране в случае нападения со стороны талибов.
В обмен на американскую помощь узбекская сторона, большая часть населения которой исповедует ислам, подчеркнула, что американские войска смогут однажды воспользоваться одной из расположенных на территории Узбекистана баз для проведения наступательной операции против талибов. В заявлении подчеркивается, что база должна быть использована, в первую очередь, в гуманитарных целях. Таким образом, подразумевается, что впоследствии она может быть использована и в военных целях. Президент Узбекистана Ислам Каримов ранее заявлял, что его страна "не готова" согласиться на использование американскими войсками узбекской территории в качестве плацдарма для нанесения ударов по Афганистану.
Уже примерно 1000 американских пехотинцев находятся на узбекской военной базе в Ханабаде, расположенной в 90 милях от афганской границы и сыгравшей ключевую роль в ходе советской военной операции в Афганистане в 80-х годах. Впервые американские войска находятся на территории бывшего СССР.
Президент Узбекистана стал ключевым союзником США в их борьбе с международным терроризмом. Каримову, стороннику жесткой линии, подавившему инакомыслие, отправившему в ссылку политических соперников и упрятавшему в тюрьму тысячи исламских активистов, не угрожают кровавые проявления протеста, подобные тем, что происходят в других мусульманских республиках, ставших на сторону США (например, в Пакистане).
Позиции Каримова укрепились после терактов 11 сентября, когда Запад решил, что спустя 10 лет после развала СССР Узбекистан имеет играет более важную стратегическую роль, чем считалось ранее. По численности населения Узбекистан намного превосходит бывшие советские республики Средней Азии; у него самая крупная и боеспособная армия. Кроме того, Каримов всегда хотел бросить вызов российскому господству в регионе.
У Узбекистана есть и другие причины для оказания поддержки американским ударам. Каримов давно обвинял талибов в предоставлении убежища боевикам Исламского движения Узбекистана - боевой группировке, на которую узбекские власти возлагают ответственность за серию взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года, в результате которых погибли 16 человек. Узбекские официальные лица утверждают также, что части узбекской армии вступили в столкновение с боевиками Исламского движения Узбекистана, просочившихся через границу в 1999 и прошлом году. Согласно заявлениям узбекских властей, эти инциденты вынудили руководство страны предпринять решительные шаги против исламских экстремистов, борьба против которых в этой республике ведется уже в течение более 5 лет. По оценкам американских официальных источников, в ходе этой борьбы за решетку были посажены около 7000 узбеков.
Теперь же американские удары могут позволить навсегда покончить с Исламским движением Узбекистана. "Это просто подарок Каримову, - считает оппозиционный политик Атаназар Арифов, - наилучший способ раз и навсегда избавиться от своих оппонентов".
Западные правительства резко критиковали действия Каримова в связи с ситуацией с соблюдением прав человека, однако после недавних терактов в США узбеки почувствовали, что критика в их адрес по данному вопросу была прекращена. В своей речи в конгрессе в прошлом месяце президент Буш назвал Исламское движение Узбекистана одной из террористических организаций, связанных с бенладеновской "Аль-Каидой". "Наши интересы полностью совпадают с американскими, - заявил один из узбекских официальных представителей. - Если США уничтожат базы террористов в Афганистане и установят там мир, жить нам станет намного легче".
Однако прозападная позиция Каримова вызывает противоречивую реакцию в самом Узбекистане. Некоторые опасаются, что американцы отвернутся от региона еще до разгрома талибов, и этот опасный враг будет угрожать Узбекистану с юга. Талибы уже предупредили, что нанесут удар по Узбекистану, если он позволит США проводить военные операции со своей территории.
"Америка должна довести дело до конца", - считает профессор истории и политический эксперт в Ташкенте Файзула Исхаков. "Если будет существовать хоть минимальный шанс сохранения терроризма в Афганистане, то это станет катастрофой не только для Узбекистана, но и для всех остальных".
Высказываются также опасения по поводу того, что, согласившись на американское военное присутствие, Узбекистан вызовет тем самым недовольство со стороны России, поскольку присутствие американцев в этом регионе может изменить соотношение сил в регионе. "Россия не потерпит американские войска в зоне своего влияния, - отмечает бывший летчик ВВС СССР, а теперь военный комментатор Мамурджон Аминов. - Мы станем причиной нового противоборства между Россией и США за влияние в регионе".
Тем не менее, пока активизация военных контактов между США и Узбекистаном свидетельствует о том, что Вашингтон начал придавать большее значение бывшим советским республикам. Беспрецедентное соглашение, достигнутое с США в ходе переговоров в Узбекистане американской делегацией, которую возглавлял министр обороны Дональд Рамсфелд, почти исключает возможность того, что американское военное присутствие в регионе будет непродолжительным. В рамках этого соглашения американские наземные войска могут оставаться там в течение года, и по сведениям информированных источников, затем срок действия соглашения может быть продлен.
Новый статус региона сулит ему экономические выгоды. В течение многих лет западные инвесторы отворачивались от Узбекистана, поскольку правительство этой страны проводило самую нереформаторскую политику в регионе. Тем не менее, эта республика смогла привлечь минимальные инвестиции, недавно подписав три соглашения в добывающей отрасли общей стоимостью примерно 360 млн. долларов. А представители ЕБРР сообщили о своем намерении в этом году увеличить инвестиции в страны Средней Азии до 250-300 млн. долларов по сравнению с 220 млн. долларов в прошлом году.
Однако активизация отношений со странами Средней Азии выгодно и Соединенным Штатам. В регионе находится крупнейшее нефтяное месторождение их тех, что были открыты за три последних десятилетия. Кроме того, США потратили 6 лет на борьбу с Россией за превращение всего района Каспийского моря в энергетическую вотчину Запада. США начали проявлять активный интерес к региону в 1995 году, когда администрация Клинтона приступила к осуществлению плана превращения Средней Азии и Кавказа в прозападный регион. Центральное место в этой политике занимает проект строительства трубопровода протяженностью 1100 миль, позволяющего транспортировать нефть с Кавказа на средиземноморское побережье Турции. Москва выступает против этих планов, поскольку они лишат Россию рычага давления на страны региона.
Тем не менее, в последние две недели перспективы строительства трубопровода значительно улучшились, поскольку западные нефтяные компании, ведущие разведку на казахском побережье Каспийского моря, обнаружили самые убедительные доказательства наличия там крупнейшего нефтяного месторождения. Итальянская компания ENI SpA, занимающаяся разработкой Кашаганского месторождения, сообщает, что официальные результаты ее исследований будут обнародованы не ранее, чем через 2 недели. Однако, согласно данным информированных источников, результаты последнего бурения свидетельствуют о том, что ширина нефтяного поля составляет несколько миль (помимо того, что в длину оно - по меньшей мере 25 миль). Так что, по мнению экспертов, Кашаганское месторождение может обеспечить загрузку не только одного трубопровода, который предполагают построить США, но, возможно, еще двух.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях