The Washington Times | 15 октября 2003 г.
Восстановление России под руководством Путина
Кристофер Делизо
После успешного сентябрьского визита в Америку российский президент Владимир Путин - без какой-либо реакции со стороны Вашингтона - подверг критике расширение НАТО и положение США в Ираке, призвав усилить роль ООН. Это увеличило популярность Путина в России, что благо для администрации Буша. Путин хороший партнер, и она хочет, чтобы он остался на своем посту после мартовских выборов.
В президента верят отчасти из-за нынешней популярности России среди мировых инвесторов. По данным Russia Journal, она сейчас занимает восьмое место среди наиболее привлекательных мест для инвестиций, непосредственно после Британии. В прошлом году Россия была 17-й.
Российская экономика растет. Власти ожидают, что менее чем за 10 лет валовой внутренний продукт увеличится вдвое. В настоящее время Россия располагает значительным торговым сальдо, сильными валютными резервами (62 млрд долларов), огромными природными ресурсами и сбалансированным бюджетом. Власти обещают снизить постоянно уменьшающуюся инфляцию до 12%. При этом выяснилось, что Россия жестко ведет переговоры: она возражает Европейскому союзу по ряду важных экономических вопросов, связанных с вступлением во Всемирную торговую организацию.
В прошлую среду Moody's, впервые в истории страны, повысило рейтинг российских ценных бумаг до инвестиционного, что вызвало оживление на московской фондовой бирже. Акции таких ведущих компаний, как "Лукойл", ЮКОС, ГМК "Норильский никель" и "Сургутнефтегаз" подскочили на несколько пунктов, и возникли надежды на то, что в российской экономике начинается новая эпоха.
Хотя Запад радуют сильные инвестиционные перспективы России, США с опаской относятся к тенденциям восстановления централизации. 19 сентября Путин провозгласил создание нового "единого экономического пространства" между Россией, Казахстаном, Украиной и Белоруссией. Если соответствующие документы будут ратифицированы, стороны отменят тарифы и таможни, будут координировать налоговую, кредитную и валютную политику, а также создадут единую сеть нефте- и газопроводов в странах СНГ. Однако скептически настроенные аналитики, высказывания которых приводит "Радио Свобода", полагают, что после мартовских выборов энтузиазм иссякнет.
Государственная энергетическая компания "Единые энергосистемы" (ЕЭС) проводит в жизнь планы "агрессивной" экспансии. В августе ЕЭС приобрела у американской AES за 150 млн долларов грузинскую компанию "Теласи", контролирующую главные электростанции и систему энергоснабжения Тбилиси. По сообщениям акционеров ЕЭС, а также по мнению московских финансовых аналитиков, на которых ссылается газета St. Petersburg Times, в настоящее время рассматриваются сделки с энергетическими компаниями Казахстана, Армении и Украины.
Сегодня ЕЭС принадлежит 50% акций одной из казахских ГЭС и две армянских электростанции. Она засматривается на крупные гидрогенераторы Таджикистана и Киргизстана. По сообщениям Times, ЕЭС ведет с американской компанией переговоры об остающихся у нее активах в Казахстане и Украине.
В прошлом году упорно циркулировали слухи о том, что AES уходит из Грузии. США, настроенные против экономических сделок между Россией и ее прежними сателлитами, были этим недовольны. Правительство Эдуарда Шеварднадзе в очередной раз обвинили в пророссийских настроениях. Американская помощь Грузии приостановлена, по странному совпадению, в момент, когда предстоят парламентские выборы. Однако США не в силах помешать восстановлению позиций России на ее бывших окраинах.
2 октября Moscow Times сообщила о завершении строительства первого российского контейнерного терминала в Оле, который станет составной частью каспийского транспортного коридора. В проекте участвуют правительства Индии и Ирана, а теперь также Белоруссии и Казахстана. Пропускная способность терминала, находящегося недалеко от Астрахани, - 500 тыс. тонн в год. Когда будет построена железная дорога, отправители грузов из регионов Персидского залива и Индийского океана в Европу сэкономят две недели и 40% средств, так как им не придется использовать традиционный путь через Суэцкий канал.
Завершение строительства железнодорожного участка стоимостью 100 млн долларов, который пройдет по территории Чечни, "радикально увеличит" мощность терминала: с ожидаемых 4 млн тонн в 2005 году до 8 млн тонн в 2010. Проект финансирует главным образом новая российская железнодорожная компания (ОАО "Российские железные дороги". - Прим. ред.). В целом Россия планирует к 2010 году потратить 15 млрд долларов на строительство таких транспортных коридоров, многие из которых будут иметь выход к морю. Ясно, что прибыль, особенно в добывающей отрасли, зависит от транспорта. Именно сюда идут зарубежные компании.
Привлекательность энергетического сектора для бюджетных субсидий и прямых иностранных инвестиций несомненна. Международное внимание привлекают также российские нефтяные компании. Guardian сообщает, что участники недавней петербургской конференции "стремились соединить американский опыт в строительстве портов, нефтепроводов и транспортных коммуникаций с российскими ресурсами". Exxon-Mobil может предложить 25 млрд долларов за крупный миноритарный пакет акций ЮКОСа. После слияния с "Сибнефтью" ЮКОС стал четвертой в мире нефтяной компанией. Он стоит 45 млрд долларов, а ежедневный объем добычи, по оценкам, превысит 2 млн баррелей.
Однако на превращение партнера в инвестора требуются годы. Для выгодной транспортировки больших количеств российской нефти нужна инфраструктура. Заявленная Владимиром Путиным цель: к 2010 году поставлять в Америку 10% нефти - представляется излишне оптимистичной.
Одобрение Путина имеет решающее значение. Не заблокирует ли он сделку ЮКОСа? Как сообщил 13 октября Newsweek, Джордж Буш-старший недавно побывал на вилле Путина в Сочи и вернулся убежденным в том, что Путин разрешит. На этой неделе Financial Times со ссылкой на анонимный российский источник сообщила, что правительство не видит юридических препятствий к сделке.
В прошлую пятницу президент Exxon-Mobil Ли Реймонд не один час говорил с премьер-министром Михаилом Касьяновым. По сообщениям, Касьянов заявил, что Россию беспокоят два момента: она не хочет терять налоговые поступления и стремится сохранить на нынешнем уровне социальные условия в отдаленных районах, где находятся нефтяные месторождения.
Однако на стратегию Путина влияют и другие факторы. ЮКОС продолжает переговоры, а правительство ведет расследование по поводу уклонения от уплаты налогов, коррупции в ходе приватизации и убийства.
Драма началась с июльского ареста крупного акционера Платона Лебедева. Несколько дней назад в интернат и бизнес-клуб, принадлежащие ЮКОСу, ворвались вооруженные агенты, забравшие компьютеры и документацию. Затем военные на некоторое время окружили дом самого богатого человека в России, главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Как многие "новые русские", Ходорковский нажил состояние на темных приватизационных сделках 90-х годов. Он передал миллионные средства антипутинским партиям, и говорят, что сам лелеет политические амбиции.
Если Путин позволит ЮКОСу совершить крупную сделку, Exxon-Mobil едва ли получит большую часть. По сообщению Financial Times, на встрече Реймонда с Касьяновым это не обсуждалось. Вчера российский парламент повторил пожелание Путина, касающееся того, что ЮКОС должен встретиться с депутатами, прежде чем подписывать какое-либо соглашение.
Железная хватка Путина тревожит некоторых западных инвесторов. Но такие, как Фрэнк Грейвз из Ilim Pulp, крупнейшей в России лесопромышленной компании, ему благодарны. Как сообщает Newsweek, когда российский алюминиевый магнат попытался "силой" захватить Ilim Pulp, Путин вызвал олигарха и велел ему отступиться, "иначе я тебя уничтожу". И теперь генеральный директор из Канады заявляет: "Мы любим Путина".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях