Tagesspiegel | 15 октября 2007 г.
Принцип говорить "нет"
Себастьян Бикерих
Речь идет о рыбе, вине и снова о вине. Раньше без рижских шпрот была немыслима ни одна свадьба. Вино из Молдавии, занимающей 9-е место среди производителей винной продукции, было представлено на полках всех супермаркетов России. А без вина из Грузии, страны, первой начавшей культивировать виноград, нельзя было себе представить ни одно московское застолье.
Сегодня в путинской России с этим покончено. Латвия обращается со своим русскоязычным меньшинством не так, как это нравится Москве? Запрет на импорт! Маленькая Молдавия хочет, чтобы Россия наконец - согласно достигнутой договоренности - вывела свои войска из республики контрабандистов Приднестровья? Запрет на импорт! Грузия хочет в НАТО? Пусть в таком случае пьет свое вино сама!
На первый взгляд, такая политика, суть которой сводится к тому, чтобы по любому случаю говорить "нет", выгодна Москве. Экономикам Молдавии и Грузии экономическими санкциями нанесен большой вред, Россия же показала свою силу. Но силу ли?
Политика, которая постоянно должна демонстрировать силу, маскирует зачастую лишь собственную слабость. В сегодняшней России все именно так. Попытки Путина быть услышанным во всем мире - благодаря ли запрету на ввоз шпрот, при помощи ли возобновления воздушного патрулирования истребителями или же политикой отрицания в вопросе о статусе Косово и санкций в отношении Ирана - все неуверенны и вымучены. Они призваны скрыть то, что российская экономика, а тем самым и российский бюджет в целом зависим от экспорта энергоресурсов. И они ни к чему не приводят.
Такие зоны беззакония, как Приднестровье или находящиеся под патронажем Москвы отделившиеся от Грузии республики Абхазия и Южная Осетия, такие области с неясным международно-правовым статусом, как Косово, нуждаются в официальных рамках на будущее, пока они окончательно не превратились в места разгула террора и абсолютного отсутствия безопасности. Придет время, и эта точка зрения проникнет и в Москву, которая сама на протяжении не одного года вынуждена наблюдать механизмы действия неясной территориальной государственности в Чечне.
У Европы и Германии есть все основания - будучи крупнейшими потребителями российской энергии, они обладают и необходимыми механизмами давления - услышать от будущего премьер-министра Путина в отношении решения всех этих конфликтов нечто большее, чем просто "нет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях