Le Monde | 15 октября 2013 г.
Зачем давать Нобелевскую премию сразу трем экономистам с противоположными теориями?
Кристоф Буше
По просьбе Le Monde профессор Университета Лотарингии Кристоф Буше прокомментировал решение нобелевского комитета вручить премию по экономике сразу трем исследователям - американцам Юджину Фаме, Ларсу Питеру Хансену и Роберту Шиллеру. Это второй случай в истории, после награждения в 1974 году Фридриха фон Хайека и Гуннара Мюрдаля, когда премию разделили двое исследователей с противоположными взглядами.
Юджин Фама - автор теории эффективного рынка, сообщает автор статьи. Согласно его гипотезе, финансовые рынки эффективны, поскольку стоимость ценных бумаг формируется с учетом всей доступной информации, а следовательно, рыночная стоимость активов всегда справедлива. Ученый признает, что его гипотеза может иметь исключения, однако уверен, что они единичны. Работы Фамы повлияли на несколько поколений экономистов и заложили основы современной финансовой теории, говорится в статье.
Однако после двух десятилетий хронической финансовой нестабильности и кризисов награждение отца теории эффективного рынка - дело щекотливое, отмечает профессор. Другое дело, если он разделит награду с исследователем, показавшим, что рыночные цены слишком волатильны по сравнению с предполагаемой действительной стоимостью, - Робертом Шиллером.
Шиллер также прославился тем, что загодя предсказал два самых серьезных кризиса в истории финансовой системы: биржевой кризис 2000 года и ипотечный кризис 2007-го. С помощью его теории поведенческих финансов, которая гласит, что инвесторы не могут действовать рационально, потому что их когнитивные возможности всегда ограничены, удобно критиковать гипотезу эффективного рынка Фамы, объясняет экономист. Однако сама она не может предложить столь же прочные теоретические модели и новые средства принятия решений.
"Таким образом, экономика по-прежнему остается единственной дисциплиной, где двое ученых могут разделить Нобелевскую премию, утверждая противоположные вещи", - заключает Буше.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях