The New York Times | 15 сентября 2003 г.
Пекин посылает своих колонистов, чтобы сделать Тибет более китайским
Джим Ярдли
Недалеко от похожего на крепость дворца Потала, который когда-то был официальной резиденцией духовного лидера Тибета далай-ламы, находящегося в изгнании, и до сих пор остается символом тибетской культуры, расположена главная торговая улица Лхасы. Эта улица стала уже совсем другим символом - символом стремительного процесса китаизации Тибета.
Здесь китайские рестораны продают пельмени прямо на тротуаре, залитом огнями, мерцающими как неоновые бриллианты. Магазины предлагают широкий выбор китайской музыки, видеодиски и одежду, сшитую по китайской моде. И лица прохожих на этой улице, в основном, тоже китайские. Даже сама улица названа "Пекинская", что вполне соответствует царящей на ней атмосфере - она действительно напоминает шумную улицу Пекина. Похоже, что именно этого и добивается китайское правительство.
Для китайского правительства, которое по-прежнему представляет насильственный захват Тибета в 1950-1951 годах как его "мирное освобождение", этот регион остается камнем преткновения в решении международных проблем, когда речь заходит о конфликте с далай-ламой по вопросу тибетской автономии. Теперь стратегия правительства по укреплению своего положения в Тибете сосредоточена на политике его экономического развития.
Коммунистическое правительство Китая стремиться изменить Тибет с помощью рычагов экономики, достигшей в Китае своего расцвета, крупных финансовых вложений, а также с помощью десятков тысяч китайцев (этнических ханьцев), посылаемых в этот район. Экономический аспект стратегии правительства заключается в том, чтобы "модернизировать" аграрную экономику Тибета. Но политический аспект этой стратегии, как считают аналитики, заключается в том, чтобы постепенно секуляризировать жителей Тибета и подорвать авторитет политической оппозиции результатами экономических реформ.
Сами тибетцы должны для себя четко определить, чем для них является политика правительства: планом экономического развития региона или экономическим империализмом. Массовый приток китайцев разделил такие города Тибета, как Лхаса, на два мира: тибетский и китайский. Многие тибетцы говорят, что они извлекли выгоду из китайской стратегии. Однако выгода китайцев, приехавших в Тибет, намного больше.
"Здесь вы можете стать несколько богаче и имеете больше возможностей", - говорит 34-летний китайский бизнесмен Су Цзыбо, который объяснил, почему пять лет назад он переехал в Тибет и открыл здесь магазин компьютеров. Самыми крупными клиентами его заведения являются правительственные учреждения.
В конце августа правительственные чиновники сопровождали иностранных журналистов в их восьмидневной поездке по Тибету. Подобные поездки, немыслимые еще несколько лет назад, сейчас довольно частое явление. И это в определенной степени отражает уверенность китайских властей в том, что им удалось установить полный контроль над этим районом, охваченным когда-то движением сепаратизма. Чиновники, закрывшие когда-то Тибет для внешнего мира, теперь приглашают сюда туристов, и прежде всего из самого Китая.
Изменения, вытесняющие самобытную тибетскую культуру, ощущались на каждом шагу. Повсюду ведется строительство новых дорог и зданий. Журналистам охотно показали и ширящиеся районы "красных фонарей", переполненные тибетскими и китайскими проститутками.
Толчком к развитию туризма послужило строительство современных гостиниц, ресторанов и спортивных сооружений, а также развитие транспортных средств и коммуникаций. В последний день поездки мне удалось посетить храм Джоканг, главный духовный центр тибетского буддизма, и встретиться с ответственным за прием туристов молодым ламой, который с сожалением говорил о растущем наступлении на обитель современного мира.
В частности, он сказал, что может позволить себе изучать древние священные писания не более двух часов в день, поскольку остальную часть времени он вынужден тратить на посетителей. "Я - студент, и здесь мой университет, - говорит о своем храме лама Ньима Церинг. - Но теперь он больше походит на музей, а я - на хранителя этого музея".
"Совершите поездку в Святую Землю!" - обращается к туристам руководство Тибетского автономного района. И в то же время правительство старается всеми силами ограничить религиозную активность тибетцев и преследует сторонников Далай-ламы XIV, который покинул Тибет в 1959 году, когда Китай направил войска на подавление восстания, вспыхнувшего в результате коммунистического террора. Некоторые тибетцы держат в своих частных комнатах для молитвы запрещенные фотографии Далай-ламы. Монахи многих монастырей мысленно продолжают его поддерживать.
"Далай-лама родился в Тибете и обязательно должен сюда вернуться", - сказал мне украдкой один из монахов в Лхасе.
Подъем экономики Тибета - часть большого плана, разработанного Цзян Цзэминем. Суть плана в том, чтобы направить финансовые потоки, а также китайских переселенцев в экономически бедные и политически нестабильные западные районы - в Тибет и Синьцзян. Сянба Пинцо, губернатор Тибетского автономного района, сказал, что в настоящее время экономическое положение Тибета в наибольшей степени зависит от политики центра - 90% его бюджета покрывается за счет правительственных субсидий.
Одна из наиболее острых проблем для Сянба Пинцо и других местных чиновников - изменение этнической картины Тибета, ведь правительство стремится к тому, чтобы сюда приехало как можно больше китайцев. Мэр Лхасы Та Цзе говорит, что правительство регулярно присылает сюда врачей, техников и менеджеров, которые обычно приезжают по контрактам, заключенным на три года.
"Когда мы испытываем недостаток в специалистах, мы сообщаем об этом правительству, - рассказывает мэр. - Тогда Пекин или провинция Цзянсу сразу присылают нам людей".
В условиях постоянной миграции населения администрации Тибета крайне сложно определить точную численность его населения. Сянба Пинцо говорит, что еще совсем недавно 92% всего населения Тибета, составляющего 2,66 млн человек, были этническими тибетцами. Но в настоящее время во всех городах, где наблюдается экономический рост, резко возросла численность китайцев. Согласно последним данным статистики, 40% населения столицы Тибета Лхасы составляют китайцы. А в прошлом году один из местных чиновников заявил западным журналистам о том, что китайцы составляют почти половину населения Лхасы.
Стратегию китайского правительства наиболее ярко демонстрирует проект строительства железной дороги Цинхай-Тибет. Железная дорога, строительство которой будет закончено к 2007 году и которая обошлась правительству в 3 млрд долларов, накрепко привяжет Тибет к внутренним районам Китая. Китайские чиновники говорят, что эта дорога станет жизненно важным торговым маршрутом и средством массовой доставки туристов.
Монахи, управляющие тибетскими монастырями, уже давно приучены к надзору китайских властей. Правительство регулярно посылает в Тибет своих чиновников для "обучения" монахов и утверждает кандидатуры тех, кому вверяется управление монастырями. Наряду с этим на государственных чиновников возложены обязанности по восстановлению монастырей и других "культурных ценностей", которые были разрушены или повреждены во время культурной революции.
"Тибет очень привлекателен и таинственен, - говорит Лун Ин 16-летняя жительница Пекина, приехавшая вместе с отцом в туристическую поездку. - Здесь много объектов, имеющих глубокий духовный смысл".
"Мы давно хотели увидеть Тибет, поскольку его культура значительно отличается от культуры Китая", - добавил ее отец.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях