The New York Times | 15 сентября 2004 г.
Слабые возражения лишенных власти лидеров
Стивен Ли Майерс
В понедельник президент Владимир Путин объявил, что намерен лишить 89 российских регионов большой части их полномочий и выборной легитимности. Во вторник ни один из глав этих регионов не произнес публично ни слова протеста. Наоборот, звучали хвалебные речи.
"Это конструктивно и продуктивно", - сказал президент Ингушетии Мурат Зязиков в телефонном интервью.
Если оставались еще какие-то сомнения относительно того, насколько полновластен президент, то реакция на его ошеломляющее предложение пересмотреть политическую систему в России окончательно их уничтожила.
В газете "Известия" произошедшее было названо "сентябрьской революцией", что приравнивает путинскую консолидацию власти к тому, что произошло во время знаменитой Октябрьской революции почти 87 лет назад. И в то же время второй день "революции" отмечен лишь отдельными слабыми репликами протестующих, даже среди тех, кого это касается напрямую.
Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков сказал, что президент проявил политическую волю и в конечном итоге это положит конец различным проявлениям экстремизма.
Теоретически, в демократическом обществе лидеры российских регионов, представляющие множество избирателей всех классов и национальностей по всей России, составляли бы мощную политическую силу, которая могла бы противостоять даже могущественному федеральному центру.
В реальности же Путин просто облек в слова уже давно существующую власть Кремля над главами регионов, обеспеченную за счет политики кнута и пряника, сдобренной элементом страха.
"Любой губернатор понимает, что если он пойдет против Путина, то окажется под уголовным преследованием", - сказал в телефонном интервью Владимир Рыжков, либеральный депутат парламента. Он вспомнил эпизоды с губернаторами Курска, Ярославля и Алтая, каждый из которых оказался в фокусе уголовного расследования, в результате совпадения или нет, после того как бросил вызов политике Кремля. "Основное здесь - страх, - считает Рыжков. - Они всего боятся".
В выступлении по поводу своего первого законодательного предложения с начала волны террористического насилия, обрушившегося на Россию, Путин сказал, что страна нуждается в политическом единстве, чтобы противостоять угрозе, с которой она столкнулась.
Он дал понять, что, по его мнению, единство может быть достигнуто, только если он получит власть назначать глав регионов, а местные парламенты будут лишь ратифицировать его назначения. Хотя законодательные детали остались непрописанными, но недавний опыт показывает, что не многие региональные органы управления осмелятся оспаривать решение Кремля.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях