The Times | 15 сентября 2004 г.
Абсолютная власть
Редакция
Президент Путин пытается захватить больше власти
Когда президент Ельцин четыре года назад официально передавал власть Владимиру Путину в Кремле, он произнес вошедшую в историю фразу: "Берегите Россию!" Его протеже воспринял этот завет чересчур буквально. Основными целями Путина было защищать и укреплять российское государство, которое досталось ему в состоянии вопиющего хаоса. Когда интересы государства шли в разрез с интересам многочисленного населения Российской Федерации, его позиция была: "Да будет так. Государство превыше всего".
Такой принцип оказался политически разумным. До сих пор он завоевывал ему значительно больше почитателей, чем противников. Но в долгосрочной перспективе он сулит соскальзывание назад к автократии и в итоге более слабой, а не более сильной России.
Основным стимулом к упорной рецентрализации власти в Москве всегда была Чечня. С самого начала продолжающейся там до сих пор войны Путин представлял чеченский сепаратизм как смертельную угрозу не только для стабильности Кавказа, но и для целостности территории России. На этой неделе, пытаясь найти оправдание внезапным и широкомасштабным мерам ограничения региональной демократии на волне бесланской трагедии, он настаивал, что "единство страны - это главное условие победы над террором".
Однако есть разница между единством и унитарным государством. Россия, безусловно, нуждается в эффективном пограничном контроле и коренном реформировании системы безопасности, если она хочет справиться с чеченским терроризмом. Путин потребовал и того и другого.
Кроме этого, ему следовало бы выполнить свое обещание преодолеть бедность на Северном Кавказе. Однако его настойчивые заявления, что чеченский сепаратизм грозит распадом всей страны, несправедливы. Попытки чеченцев экспортировать исламский экстремизм на запад - в Ингушетию и на восток - в Дагестан не привели к ощутимым результатам. Уверения президента, что огонь сепаратизма может перекинуться на Татарстан, основной мусульманский регион России, оставляют за скобками 13-летнюю историю на редкость теплых отношений между полуавтономным правительством этого региона и постсоветским Кремлем.
Еще более неприемлемо то, как он отменил свободные выборы региональных губернаторов, - мера, не имеющая никакого отношения к борьбе с терроризмом.
Это оппортунистский ход, связанный с проблемой богатых промышленников, покупающих себе политическую власть в феодальных владениях. Теперь на их место должны будут прийти ставленники Путина.
Высасывая последние соки из едва живой российской демократии в регионах, Путин тем самым блокирует легитимные каналы для оппозиции, что может повысит риск терроризма. С точки зрения Путина, это необходимая мера. Он уже усилил собственную позицию и вполне успешно осуществил централизацию власти. Не приходится сомневаться, что парламентские выборы 2007 года станут парадом победы для путинской "Единой России". Ключевым вопросом после того, как это произойдет, станет: внесут ли они конституционную поправку, продлевающую правление Путина на третий срок. Он сказал, что не будет этого добиваться, но причин верить ему с каждой неделей остается все меньше.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях