Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 15 сентября 2006 г.

Интересы Януковича

Конрад Шулер

Премьер-министр Украины колеблется в отношении НАТО

Новый украинский премьер Виктор Янукович во время своего визита в Брюссель расставил новые акценты в политике своей страны по отношению к Западу: формально он не назвал целью ни вступление в ЕС, ни в НАТО, но говорил о "паузе", которую необходимо сделать на пути в трансатлантический союз. Таким образом, что касается вступления в НАТО, Янукович вернулся к традиции неопределенного "ни да, ни нет" времен "оранжевой революции" конца 2004 года.

Янукович и его Партия регионов воспользовалась тогда после своего поражения на выборах не только фальсификацией результатов и покушениями, но и помощью российского президента Путина. До сих пор эта партия опирается на пророссийский и антизападный настрой восточноукраинского населения, подавляющее большинство которого составляют рабочие сталелитейных и горнодобывающих предприятий. Им чужд восторг, с которым президент Ющенко, один из лидеров "оранжевой революции", устремляется на Запад. Однако и могущественные олигархи Восточной Украины, спонсоры Януковича, полностью не отказываются от возможности иметь связи с Западом, поскольку усматривают в этом средство немного уменьшить зависимость от своего московского покровителя.

Перед возвращением Януковича, когда власть в Киеве еще находилась в руках "оранжевых" сил, министр иностранных дел Тарасюк и министр обороны Гриценко надеялись форсировать процесс вступления страны в НАТО. В вооруженных силах Украины полным ходом шел процесс подгонки под натовские стандарты. Принятый в рамках Плана действий по подготовке к членству в НАТО (Nato-Ukraine Action Plan), План-цель НАТО-Украина (Annual Target Plans), стали отражением политики реформирования, и Тарасюк был решительно настроен в ближайшие недели просить НАТО о переходе к следующей ступени, к так называемому Плану подготовки к вступлению в НАТО (Membership Action Plan). Эта ступень стала бы явным признаком скорого вступления страны в Североатлантический альянс. Приглашение к такой программе, надеялись украинские западники, могло прозвучать на саммите НАТО в Риге в конце ноября, и после двух лет успешного проведения программы в конце 2008 года могло бы последовать предложение о вступлении.

Однако к настоящему моменту от такого сценария развития событий практически ничего не осталось. "Оранжевые" министры находятся еще под защитой президента Ющенко, которому, согласно конституции, подконтрольна внешняя политика и оборона, однако влияние президента постепенно сходит на нет после того, как летом он был вынужден пойти на коалицию со своим бывшим врагом номер один Виктором Януковичем. Его партийному блоку "Наша Украина" грозит развал, а авторитет самого президента тает на глазах. Одновременно с этим в последние недели Янукович занят созданием параллельных внешнеполитических и оборонно-политических структур, которые оттеснят ведомства Тарасюка и Гриценко. Внешнеполитическим советником Януковича стал личный враг Тарасюка и бывший соратник президента Кучмы, ориентированный на Москву Анатолий Орел. Кроме того, украинский премьер создал Комитет по внешней и оборонной политике и европейской интеграции, имеющий право давать указания, что в обход "оранжевого" президента и его людей обеспечит доступ к внешней политике.

Колебания Януковича в политике по отношению к НАТО были очевидны еще летом. Во время инициированных Россией протестов против американских учений в Крыму в июне, его партия не была на передовой, но в то же время не отстранялась от событий. В Универсале национального единства - соглашении, заключенном с президентом Ющенко в августе и принесшем Януковичу большинство в парламенте, - он соглашается в качестве долгосрочной цели на сближение с НАТО, включая и референдум по присоединению, однако выступает против Membership Action Plan, к которому стремится Ющенко. Принятие закона, разрешающего маневры с западными союзниками, его партия затягивала так долго, что американо-украинские морские учения Sea Breeze не состоялись. Но потом Партия регионов дала свое согласие на проведение учений, и в сентябре должны состоятся маневры "Казацкая степь", в которых примут участие британские польские и украинские военнослужащие.

Эта политика колебаний стала отражением украинских интересов родины Януковича. Восточная Украина с ее тяжелой промышленностью говорит на русском языке и из-за своих металлургических заводов и прокатных цехов привязана к российским энергетическим поставкам. Ее душе необходима близость к Москве, а ее печам - российский газ. А поскольку Россия обладает квази-монополией на важнейшие поставки газа, Украина, по мнению команды Януковича, только тогда сможет надеяться на дешевую энергию, если не будет вызывать гнев президента Путина слишком поспешным сближением с НАТО.

Одновременно с этим Янукович не намерен полностью отказываться от возможности интеграции в западные структуры. До тех пор пока существует программа по вступлению в НАТО, Украина может надеяться на любезность со стороны Москвы из-за временного отказа от поспешного сближения с Североатлантическим альянсом. Кроме того, восточноукраинские олигархи хотят дистанцироваться от России, поскольку хотят строить бизнес по своим собственным правилам, а не по тем, которые диктует им Кремль.

Оттягивание времени выгодно Украине. По оценке Всемирного банка, украинская экономика вырастет в этом году на 5-6%. Чем дольше она будет расти подобными темпами, тем легче ей будет справиться с неизбежным подорожанием газа - но это только в том случае, если страна действительно начнет заменять свою рискованную неэффективную систему промышленного потребления газа на более экономичную. Чем позже возникнет конфликт с Россией (и последующий газовый кризис), тем лучше для Украины. Безоглядное сближение с НАТО было бы для Януковича слишком рискованным с точки зрения внутренней политики: своих избирателей, живущих в плохо утепленных панельных домах в степи, он может подвергнуть риску остаться посреди зимы без отопления, а в качестве альтернативы предложить лишь непривлекательный для многих украинцев и бессильный в газовых вопросах Североатлантический альянс.

На Западе знают, что рано или поздно эти колебания прекратятся, и многие уже настроились на длительное ожидание. В то время как Америка (по геостратегическим соображениям), а также новые члены НАТО из Восточной Европы (в поиске союзников против внушающего страх соседа, то есть России) хотят видеть Украину в НАТО как можно скорее, Германия и Франция настроены менее решительно. Берлин хочет избежать конфронтации с Москвой, и, кроме того, там известно, что НАТО на Украине совсем не пользуется популярностью; согласно результатам опросов, лишь 20% населения высказались за вступление в Североатлантический альянс. Мысль о том, чтобы предложить членство партнеру, который в спорной ситуации не станет выполнять своих обязательств и с чьим появлением в альянсе, возможно, возникнут новые конфликты, настраивает правительство ФРГ скептически. Более приемлемым в этой связи выглядит интеграция Киева в европейские структуры в области политики безопасности и обороны. В этих областях Украина смогла бы состыковаться с западной политикой безопасности, не вызывая при этом сильного раздражения у России. Что касается НАТО, то здесь позиция Германии не сильно отличается от позиции Януковича: выиграть время - таков девиз.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru