Frankfurter Rundschau | 15 сентября 2008 г.
Авиакатастрофа над Пермью: было ли это терактом?
Флориан Хассель
Доказательства говорят в пользу этой версии: по словам свидетелей, самолет взорвался еще в воздухе. А среди 87 жертв катастрофы - бывший командующий российскими войсками в Чечне. Боевики ликуют на своем интернет-сайте
5 пассажиров рейса 821 "Москва-Пермь" компании "Аэрофлот", которые в субботу вечером не успели на регистрацию, без устали благодарят своего ангела-хранителя. Ведь остальные пассажиры - всего их было 81 плюс 6 членов экипажа, которые вылетели из московского аэропорта "Шереметьево" около часа ночи в направлении города, расположенного на западе Урала, погибли, когда Boeing 737-500 дочерней компании "Аэрофлот" потерпел катастрофу в небе над Пермью.
В отличие от некоторых других катастроф, происходящих в России, катастрофа в Перми еще долго не исчезнет с первых полос изданий: эта трагедия коснулась одной из самых авторитетных авиакомпаний России, контрольный пакет акций которой находится в руках государства. Среди 21 пассажира иностранных государств в списке значится и 35-летний гражданин Германии Кристиан С., сотрудник компании Knauf, производящей стройматериалы.
Как заявил в интервью Первому телеканалу руководитель полетами аэродрома Большое Савино (Пермь) Ирек Бикбов, 34-летний Родион Медведев при подлете к аэропорту не следовал указаниям диспетчеров на снижение, набрав вместо этого высоту. После этого самолет начал резко терять высоту.
Когда он находился в 600 метрах от земли, в наушниках авиадиспетчера раздались ругательства, и связь с экипажем была прервана. Вскоре Boeing упал всего в нескольких десятках метров от многоэтажных жилых домов в Индустриальном районе Перми.
Прибывший в Пермь руководитель следственной комиссии российской Генеральной прокуратуры Александр Бастрыкин после заседания комиссии в качестве возможной причины крушения самолета назвал пожар в правом двигателе. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, пока признаков теракта в авиакатастрофе не обнаружено. Самолет, по всей видимости, был технически неисправен, отметил министр.
Руководитель Росавиации Евгений Бачурин, напротив, заявил о том, что "самолет был технически исправен: сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. Последний чек был пройден на внуковском авиаремонтном заводе N400 7 сентября этого года".
В интервью телеканалу РЕН ТВ многие очевидцы катастрофы заявили о том, что самолет взорвался еще в воздухе. По словам одного очевидца, падающий самолет напоминал комету; после падения огненный шар осветил все небо. Обломки самолета разлетелись в радиусе свыше 10 квадратных километров. Следственная комиссия проверяет в том числе и версию теракта.
Чеченские боевики ликуют на своем интернет-сайте
Масло в огонь слухов о возможном теракте подливает еще и то обстоятельство, что среди погибших - экс-командующий войсками в Чечне генерал Геннадий Трошев, который с 2003 года был советником президента России. "Военный преступник Трошев нашел свою смерть над Пермью", - сообщалось в воскресенье на интернет-сайте исламистских чеченских боевиков kavkazorg.co.uk.
Однако боевики не взяли на себя ответственность за возможный теракт. В последний раз боевики подорвали два вылетевших из Москвы пассажирских самолета 24 августа 2004 года. Теракты были совершены двумя чеченскими террористками-смертницами. Тогда российские власти сначала категорически опровергали версию теракта.
По словам губернатора Пермского края Олега Попова, останки жертв катастрофы визуально идентифицировать не удастся: "Останки таковы, что опознать по ним никого не удастся. Опознание будет происходить на уровне экспертиз ДНК", - отметил Попов.
Тем, кто был на земле, повезло больше
Катастрофа могла быть еще более ужасной: Boeing упал всего в нескольких десятках метров от многоэтажных жилых домов в районе Индустриальный. Несколько сотен метров Транссибирской магистрали были разрушены обломками самолета. Поезда были пущены в объезд.
Глава компании "Аэрофлот" Окулов попытался нивелировать ущерб, который нанесла катастрофа имиджу компании. Уже с понедельника дочерняя компания "Аэрофлот-Норд", которая и выполняла рейс, была лишена права на выполнение полетов под именем "Аэрофлота". Ранее компания называлась "Архангельские авиалинии", в 2003 году контрольный пакет акций компании был приобретен "Аэрофлотом", а сама компания переименована в "Аэрофлот-Норд": "Аэрофлоту" принадлежит 51% акций компании - то есть неограниченный контроль над компанией.
Старые самолеты на внутренних рейсах
Международные рейсы авиакомпании "Аэрофлот" выполняются исключительно на новых самолетах компаний Airbus и Boeing. Чего не скажешь о рейсах в бывшие советские республики или о внутренних рейсах. Потерпевший катастрофу Boeing 737-500, по сообщениям представителей компании, был построен в 1992 году и взят в аренду у лизинговой компании Pinewatch Limited с 28 июля 2008 года на 5 лет. До этого самолет выполнял рейсы китайской авиакомпании Xiamen Airlines.
До этого последней катастрофой самолета компании "Аэрофлот" было крушение в марте 1994 года в Сибири. Тогда трагедия произошла из-за того, что пилот передал штурвал своему сыну-подростку, а тот ошибочно выключил автопилот. 24 августа погибло 56 человек в результате крушения Boeing 737-299 в Киргизии. Россия и другие бывшие советские республики, по данным International Air Transport Association, значительно отстают от всего мира в вопросах безопасности полетов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях