Süddeutsche Zeitung | 16 апреля 2004 г.
Измена миру
Вольфганг Койдль
Выход перед прессой продолжался не более 30 минут. Но Джордж Буш успел сделать свое дело.
Он разрушил последние надежды на исправление положения на Ближнем Востоке и похоронил жалкие остатки прежнего доверия к Америке в регионе.
Вместе с тем он растоптал нежный росток надежды на удачное завершение демократического эксперимента в Ираке, которую некоторые питали в своей душе. И к тому же он создал новое поколение террористов. Неплохо для получасовой работы.
То, что глава израильского правительства Ариэль Шарон был всегда желанным гостем в Белом доме Буша, было известно давно. То, что этот американский президент прислушивался к пожеланиям премьер-министра, никогда не было тайной.
Но то, что Буш когда-нибудь поставит на насилие все и тем самым уничтожит сразу несколько краеугольных камней американской ближневосточной доктрины, об этом до недавнего времени Шарон, скорее всего, не мог даже помыслить.
Израильтянин хотел получить от американцев три вещи: согласие на односторонний отход Израиля из сектора Газа, согласие на сохранение нескольких израильских поселений в Западной Иордании и гарантии того, что Вашингтон откажет изгнанным палестинцам в праве на возвращении в Израиль.
Шарон получил все, и для этого ему даже не пришлось пойти на какие-либо существенные уступки. Кроме того, он предусмотрительно связал руки и возможному будущему президенту США Джону Керри. Кандидат-демократ храбро назвал соглашение "положительным шагом".
Шарон избавился, прежде всего, от необходимости вести трудные переговоры с палестинцами. Этот народ интересует Вашингтон постольку-поскольку. В высшей степени символично, что президент согласился с еще одним утверждением своего израильского гостя: не только палестинский лидер Ясир Арафат не играет роли в мирном процессе, но и весь палестинский народ.
"Представьте себе, палестинцы просто скажут: "О кей, мы отдаем Калифорнию Канаде", - саркастически замечает юридический советник ПА Майкл Тараци. - Американцы не должны больше удивляться, почему доверие к ним на Ближнем Востоке настолько мало". Еще более однозначно выразился специалист по изучению общественного мнения Джон Зогби: "Для арабов это был последний гвоздь, забитый в гроб мирного процесса".
Но даже это высказывание кажется весьма сдержанным. Реальность будет гораздо более кровавой: теперь у нового поколения молодых палестинцев, у которых нет ни работы, ни перспектив, будет всего один клапан для выхода гнева и бессилия - террор еще большего масштаба. Телевизионные кадры, где глава израильского правительства и американский президент, шутя и балагуря, решают судьбу палестинцев, станут лучшим рекламным роликом, которой только могли пожелать вербовщики из "Хамас", "Исламского джихада" или "Аль-Каиды".
Буш может думать, что доверие к Америке больше не будет падать. Он может думать, что Америка так или иначе является целью для террористических актов, все равно, какую политику она проводит. Поэтому он может думать, что ему позволено не считаться с возражениями, пока у него есть цель - демократический Ближний Восток.
До определенного момента это правильно: речь у банд террористов-убийц идет только о том, как бы уничтожить Израиль и поставить Америку на колени. Свобода и демократия им не нужны. Переговоры или даже компромиссы с ними невозможны.
Но Буш не видит, что Америке необходимы союзники, чтобы воплотить в жизнь проект столетия - демократизацию Ближнего Востока, где бы арабы и евреи жили в мире и благополучии. А такие союзники существуют.
Это интеллигенция и члены профсоюза, бизнесмены и, прежде всего, женщины, которые живут на территории между Марокко и Пакистаном, самое главное желание которых - жить без произвола и опеки. Они нужны Америке, и Америка нужна им. Теперь же Буш бросил их на произвол судьбы.
То, что еще делает спектакль таким отталкивающим, это его внутриполитический аспект. И пусть это яростно оспаривают его советники, Буш руководствуется мыслью о своем переизбрании. Возможно, расчет Буша верен. Возможно, этот исторический поворот подарит ему еще четыре года. Но заплатят за это арабы и евреи - дальнейшими годами, полными боли и страданий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях