Статьи по дате

Financial Times | 16 декабря 2005 г.

Израиль и Европа должны закрепить разрядку напряженности

Одед Эран

Неожиданно и незаметно в отношениях между Европейским союзом и Израилем произошла крупная трансформация. Еще несколько недель назад возможность подобного изменения казалась далекой. В основе израильского (и еврейского) отношения к Европе лежат века преследований, высылок, мифов об употреблении крови и, наконец, Холокост. Подозрительное отношение израильтян к Европе укрепилось, поскольку они почувствовали себя преданными Францией в войне 1967 года и Британией в войне 1973 года, а также считают, что Европа благоволит арабам.

Европейское отношение к Израилю не менее сложно. Европа признает свой моральный долг, достижения Израиля и израильскую демократию, однако в то же время критикует присутствие Израиля на палестинских территориях и способы, используемые страной для самообороны (барьер безопасности, борьба с террором с ее негативными последствиями для палестинского населения). Европейцев всегда раздражало тесное сотрудничество между Вашингтоном и Иерусалимом, в то время как одержимость Европы Ясиром Арафатом, палестинским лидером, тревожила Израиль. Все это мешало осмысленному политическому диалогу, не говоря уж о сотрудничестве в деле разрешения израильско-палестинского конфликта. На дипломатическом языке это называется "приличествующими" отношениями, то есть холодными и отчужденными.

Смерть Ясира Арафата, позиция ЕС по Ливану и Ирану, улучшение в европейско-американском диалоге по Ближнему Востоку и, прежде всего, принятие Израилем "Дорожной карты" и вывод сил из сектора Газа и поселений на Западном берегу создали новую атмосферу в отношениях между Европой и Израилем. Первым предвестником стал договор в рамках европейской политики добрососедства, заключенный между ЕС и Израилем, который оговаривал широкий политический диалог по мирному процессу, методам борьбы с террором, антисемитизму, нарушениям прав человека и оружию массового поражения.

Размежевание с сектором Газа и то, как оно было проведено, изменили точку зрения Европы на Ариэля Шарона, премьер-министра Израиля. А также позволили создать новый план действий, который впервые дал Европе возможность получить роль в палестино-израильском конфликте, выходящую за рамки финансовой помощи. В течение всего нескольких недель ЕС оказался вовлеченным в три различных миссии - открытие пограничного пункта "Рафах" между сектором Газа и Египтом, модернизацию палестинских сил внутренней безопасности и содействие торговым отношениям между Израилем и палестинской администрацией.

В этой новой роли есть еще один значительный элемент. И палестинцы, и израильтяне готовятся к всеобщим выборам, которые определят будущее мирного процесса. Предвыборные кампании на Ближнем Востоке не слишком способствуют миротворчеству. Миссии ЕС вместе с активными усилиями, нацеленными на экономическую реконструкцию в секторе Газа и на Западном берегу, будут заполнять вакуум в течение следующих шести месяцев, пока не будет сформировано новое израильское правительство и пока не появится возможность нового запуска политического процесса. Успех миссий ЕС, таким образом, окажет огромное влияние на будущее мирного процесса.

Евросоюз принял новую роль при полном согласии Израиля. Маловероятно, что новое израильское правительство отменит итоги размежевания, ибо тем самым оно закроет двери в Европу. Поэтому появляется возможность превратить этот новый просвет в глубокое и вечное изменение в сердцах и умах.

Европа и Израиль должны вернуться к конструктивному политическому диалогу, построенному на их возрожденном взаимном доверии. Успех трех миссий может укрепить веру Израиля в способность Европы действовать эффективно и беспристрастно и ослабит глубоко укоренившееся нежелание впускать Европу в важные для Израиля сферы, определяющие безопасность страны.

Однако улучшение в двусторонних отношениях между Израилем и Европой не может и не должно быть обусловлено исключительно палестинской ситуацией. ЕС может содействовать восстановлению дружеских отношений, предложив Израилю ряд мер для укрепления доверия. Среди них могут быть разрешение принимать участие в деятельности ЕС, в работе агентств и в проектах, которые до сих пор были закрыты для Израиля. Участие Израиля принесет обоюдную пользу, например, в сфере европейской экологии или космоса. Участие Европейского инвестиционного банка в израильских проектах по опреснению воды, развитию транспортировок и в сфере энергетики может принести выгоду и тем и другим.

Учитывая новый упор ЕС на исследования и разработки, более широкое сотрудничество - это бесценный актив. Европейская политика добрососедства построена на принципе дифференцированного подхода, что позволяет Евросоюзу развивать отношения с соседями разными темпами. Сейчас идеальное время для Брюсселя применить этот принцип к Израилю.

Если и ЕС, и Израиль позволят свершиться этой мирной революции, то она может превратиться в процесс, исцеляющий старые и новые раны. Это не значит, что исчезнут расхождения во мнениях по таким вопросам, как границы Иерусалима. Новая атмосфера между Израилем и ЕС предоставляет возможность вести цивилизованную и конструктивную дискуссию по этим разногласиям. ЕС и Израиль должны воспользоваться шансом наладить более глубокий диалог и взаимодействие.

Автор статьи - посол Израиля в ЕС

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru