La Repubblica | 16 октября 2006 г.
Талибы: "Это не наших рук дело. Те, кто его похитил, хотят только денег"
Даниэле Мастроджакомо
Кто похитил журналиста Габриэле Торселло? "Мы не знаем, мы, со своей стороны, также занимаемся сбором информации". Но представитель талибов говорит, что он у вас. "Мы решительно отвергаем эти заявления. Многие могут говорить от имени движения. Лишь два человека уполномочены делать официальные заявления". Одного из них зовут Мохаммед Ханиф, которого в Афганистане знают все. Он разговаривает по телефону с нашим переводчиком Аджмалом - они встречались в Кандагаре всего две недели назад. Аджмал сообщает, что Ханиф говорил нервно, и это можно объяснить тем, что он не любит рекламы. Ханиф сказал в ходе телефонной беседы: "Похищение журналистов не является частью нашей политики. В последнее время мы приняли многих журналистов, в том числе и западных, приехавших в южные районы страны. У нас есть лишь подозрения: мы думаем, что похищение вашего журналиста дело рук местной банды. Их здесь много, и они действуют каждая в своих интересах". Бандиты? "Люди, связанные с торговлей наркотиками, транспортная мафия. Похитить мог кто угодно. Даже люди, работающие на центральное правительство, те, кто заинтересован в том, чтобы бросить тень на движение Талибан. Мы отрицаем любую причастность к этому. Это не мы".
Как часто происходит в Афганистане, и это похищение пока окутано тайной. Районы, по которым ездил Торселло, не подконтрольны Кабулу. Правительство Хамида Карзая не в состоянии бросить свою маленькую и плохо организованную армию за пределы столичной провинции. Хелманд и Кандагар - две огромные зоны, где доминируют талибы и банды наркомафии. Очень часто они друг другу помогают. Большие группы наркоторговцев вовсе не заинтересованы в присутствии полиции и солдат; талибы пользуются услугами этих банд, чтобы концентрироваться в зонах расположения коалиционных войск и вырывать новые территории из-под контроля центральных властей. Таким образом, бандиты и талибы преследуют различные цели, но пути их достижения порой совпадают. Речь идет скорее не о стратегии, а о тактике. Альянсы распадаются и складываются в зависимости от момента и расстановки сил.
Многие, во главе с ООН, уже давно говорят, что для того, чтобы нанести поражение талибам, необходимо уничтожить маковые поля. Но сделать это непросто. Правительство Карзая пыталось добиться этого многими способами. Карзай посылал на маковые плантации скреперы, но все время наталкивался на яростное сопротивление местного населения, которое живет на средства, вырученные от продажи мака. Талибы, официально выступающие против производства опиума, в разгар джихада закрывают на все остальное глаза. Они могут рассчитывать на солидарность населения регионов, где они более активны и сильны, и в то же время в их распоряжении имеются банды, способные отвлечь на себя силы ISAF. Сообщения, поступающие из южных и юго-восточных провинций, расположенных у границ между Афганистаном и Пакистаном, очень похожи на сводки с фронтов. Британские и канадские военнослужащие, задействованные в операциях с июля этого года, сообщают, что стакиваются с неожиданным сопротивлением. Если талибам, как всегда, удалось найти правильный подход для укрепления тактического альянса между полевыми командирами и наркомафией, то тогда вполне понятны трудности, с которым сталкиваются силы коалиции.
Гипотезу о том, что похищение итальянского журналиста дело рук бандитов, поддерживает вся афганская пресса. Вчера многие газеты, телеканалы и радиостанции задавались вопросом об истинной причине похищения. Талибы, отмечают эксперты и руководители афганских разведслужб, с которыми нам удалось переговорить по телефону, выдвигают предположение о том, что журналист похищен ради выкупа. Те, у кого в руках Торселло, хотят денег. Эти люди убеждены, что дело выгодное и денежное.
Габриэле Торселло много ездил по опасным и кризисным районам всего мира. Он хорошо знает Афганистан. Благодаря своей внешности, бороде и длинным волосам, темным глазам и смуглой коже он мог смешаться с местным афганским населением. Его работа фотографа могла привлечь внимание того, кто решил за пачку денег рассказать о журналисте другим. Эксперты афганской разведки говорят, что похитители действовали уверенно. Пятеро вооруженных лиц, остановивших автобус на дороге между Лашгар Гах и Кандагаром, знали, кто находится среди пассажиров. Они знали, что он журналист, иностранец, итальянец.
8 октября на дороге, ведущей в Бамиан, были остановлены и убиты два немецких независимых корреспондента. Ответственность за это преступление никто на себя не взял. С начала лета, когда талибы объявили джихад, юг Афганистана превратился в большой пожар. В этой стране вновь идет война. Возможно, она никогда не заканчивалась. И на фоне этой войны, - войны, в центре которой стоят крупнейшие экономические интересы, - существуют банды, которые служат тем, кто больше платит.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях