Corriere della Sera | 16 апреля 2003 г.
Иудеи вновь открывают двери
Корреспондент
Если бы еще неделю назад какой-нибудь иностранный журналист попросил организовать ему встречу с представителями еврейской общины Багдада, он рисковал оказаться выдворенным из страны по обвинению в том, что он шпион или провокатор израильских спецслужб. Но если ему все-таки удавалось тайно встретиться с представителем местной общины, то его собеседника сотрудники спецслужб потом долго допрашивали или даже сажали в тюрьму.
Но теперь ситуация изменилась. С падением режима появилась возможность вступать в контакт с самой древней на Ближнем Востоке иудейской общиной, корни которой уходят во времена падения Первого Храма в Иерусалиме и Вавилонского пленения.
Когда постучишь в дверь единственной синагоги, сохранившейся в квартале Беттауинн, тебе открывает Мухаммед - молодой мусульманский охранник. За его спиной два жилища, окна которых выходят на асфальтированный дворик. Это мир стариков. "Остались только мы. Нас около 40 человек, все старше 65 лет", - говорит Тауфик Софер, старик, которому запросто можно дать больше ста лет, если бы он сам не сказал, что родился в 1928 году. Его мир - давно ушедшее прошлое.
В 1917 году в британских военных учебниках содержалась информация о том, что община насчитывает свыше 55 тысяч человек, это "самая большая религиозная община, самая многочисленная по сравнению с арабской (38,5 тысяч человек) и христианской (8 тысяч человек)". Все изменилось с появлением в 1948 году Израиля, когда иракские евреи эмигрировали в таком большом количестве, что оставшиеся представители общины даже не празднуют еврейскую Пасху, потому что, как они говорят, "нас слишком мало, чтобы отмечать праздник в соответствии с традицией".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях