The Wall Street Journal | 16 апреля 2007 г.
Инакомыслие в России
Редакция
Мирные протесты не входят в число прав, предоставленных подданным России Владимира Путина. Жесткие столкновения между отрядами ОМОНа и демократическими демонстрантами в Москве и Санкт-Петербурге, имевшие место в эти выходные, - обычная модель поведения для нынешних хозяев Кремля.
Несколько сотен протестующих были арестованы, среди них оказался и Гарри Каспаров, которого в субботу взяли под стражу, когда он направлялся к площади в Москве, где проходила демонстрация. Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам, в последние годы проявил себя как лидер демократического движения. Он воплощает в себе моральную силу, стоящую за оппозиционным объединением "Другая Россия", которое и организовало эти демонстрации.
Вот что говорит Каспаров о своем аресте: "Я шел с группой людей по тротуару в сторону метро, без символики. Нас взяли в кольцо, хватали всех. Когда мы входили в кафе, милиционеры следовали за нами и вытаскивали нас оттуда. Я говорю "милиционеры", но они не представились и не сообщили нам причины нашего ареста".
После 10 часов задержания с него взыскали штраф и освободили. Каспарову повезло. Многие демонстранты были избиты.
Каспаров является пишущим редактором нашей газеты. Он писал для нас колонки о российской демократии начиная с 1990 года. В своей последней статье, опубликованной 30 марта, он предсказал это проявление насилия. Путин, писал он, "будет бороться с общественной или политической оппозицией в любых проявлениях, даже самых незначительных, с использованием превосходящих сил". Путин не может рисковать повторением в России украинской "оранжевой революции".
В преддверии акций протеста, состоявшихся в выходные, не на пользу протестующим пошло выступление российского магната в изгнании Бориса Березовского, который в интервью британской газете заявил, что готовит заговор с целью насильственного свержения правительства Путина и уже нанял людей в Кремле для осуществления переворота.
"Невозможно изменить этот режим демократическими методами, - сказал он в интервью Guardian. - Без силы, давления никакие перемены невозможны".
Каспаров говорит: "Другая Россия" не имеет никакого отношения к Борису Березовскому". Задавшись целью поиска мирной альтернативы, Каспаров и его коалиция поставили перед собой трудную задачу. Коалиция "Другая Россия" - небольшая, разрозненная и, будет справедливым сказать, неустойчивая: среди ее членов, помимо известных демократов, есть большевики и националисты.
Хотя ее представителей объединяет желание свергнуть Путина, им недостает общего видения России после Путина.
Непосредственной задачей коалиции является расширение поддержки и общая позиция по поводу кандидатуры для президентских выборов в марте следующего года. Конституция запрещает Путину баллотироваться на третий срок, хотя широко распространены слухи, что он найдет способ обойти этот запрет.
В условиях крайне ограниченного доступа к контролируемым государством СМИ, акции, подобные тем, что были организованы в выходные, являются единственным способом для "Другой России" привлечь внимание к демократической программе.
На данный момент внешний мир - это единственный голос оппозиции, который хорошо слышат в Кремле - и до тех пор, пока Путин сможет трубить о членстве России в клубе демократических держав G8, Вашингтону и демократическим государствам Запада будет трудно привлечь его внимание.
Семь лет Путина у власти были отмечены усилением государственного контроля над СМИ и последовательным уничтожением законности и демократии. Парламентские выборы намечены на конец этого года, а президентские - на март следующего. Предвыборные кампании только разворачиваются, и остается задаваться вопросом, не является ли насилие этих выходных всего лишь предвестником еще более кровавых дней в скором будущем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях