Financial Times | 16 апреля 2008 г.
Партия напоминает нечто советское, но сделано это стильно
Квентин Пил
В глазах западного человека "Единая Россия" - партия, в декабре получившая на выборах две трети мандатов в Госдуме РФ, - престранное образование. Это партия, у которой нет идеологии, а цель только одна - поддерживать Владимира Путина в качестве президента России, а ныне, видимо, поддерживать Дмитрия Медведева (преемника, которого подобрал себе сам Путин), когда к нему в мае перейдет кремлевская власть.
После 70 лет руководства КПСС большинство россиян устало от идеологии. Почти ко всем политическим партиям они тоже относятся с подозрением. Но теперь они обеспечили "Единой России" столь подавляющее большинство голосов, что эта партия вправе вносить поправки в конституцию и даже осуществить импичмент президента.
По-видимому, такие действия этой партии крайне маловероятны, по крайней мере без позволения. Путин создавал "Единую Россию" в 2001 году по указке сверху, а не по инициативе снизу. Все это время она делала то, что ей велели. Теперь партия "уговорила" Путина стать ее лидером; во вторник он был избран на этот пост в Москве на специальном съезде "Единой России". Все это выглядит тщательно спланированным.
Как и большинство партийных съездов, этот был срежиссированным: немножко помахали флагами в присутствии почти всех членов российской правящей элиты. Мероприятие проходило в двух шагах от Красной площади, в торговом центре XVIII века, после реконструкции превратившемся в огромный конференц-зал XXI века. Зал был великолепен, но сборище было каким-то бесстрастным: никаких крупных диспутов о политическом курсе, лишь несколько семинаров, организованных для придания событию внешней содержательности. У съезда была всего одна большая задача - "миропомазание" Путина.
Как минимум половина присутствующих не выглядела бы неуместно на съезде КПСС в 1980-е годы: то были одутловатые чиновники в костюмах, прибывшие из провинций.
Стиль тоже был довольно старомодным. Президиум стремительно переходил от одного пункта повестки дня к другому, практически всякий раз голосовали единогласно, и никакого серьезного соперничества хотя бы за одно место в общенациональном руководящем органе партии не наблюдалось.
Однако речи были короче, костюмы сидели лучше, а наручные часы, безусловно, были дороже. Мероприятие также оживляли сливки звезд телевидения, знаменитые спортсмены, крупные бизнесмены, женщины.
Что Путин намеревается делать посредством этой странной партии и ее предсказуемой работы? Он объявил, что одновременно станет лидером партии и премьер-министром после того, как 7 мая передаст Медведеву президентские полномочия.
Объяснения он препоручил своему преемнику. Это решение "усилит партию и вместе с тем укрепит сотрудничество законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне. Откроет перспективу формирования правительства России, опирающегося на парламентское большинство, - сказал Медведев. - (...) Приведет к образованию консолидированной (...) политической силы" в России. Это гарантирует выполнение официальных планов.
Медведев выступал первым, но Путин удостоился намного более экстатических аплодисментов и оваций участников, вскакивавших со своих мест. По-видимому, уходящий в отставку президент останется популярной в стране, авторитетной силой.
Путин также не оставил у членов партии сомнений в том, что руководить "Единой Россией" он намеревается решительно. Похвалив партию за ее преданную поддержку, он заявил, что ее следует реформировать - причем одна из самых важных задач состоит в том, чтобы сделать ее более открытой для дискуссий. Но насколько серьезно это было сказано? Чуть позднее Путин сказал, что партия должна быть "очищена" от тех, кто пытается всего лишь нажиться на членстве в ней. Даже если отвлечься от ощущения неопределенности, порождаемого глаголом "очистить", это может затронуть огромное количество членов партии, которые вступили в нее только для того, чтобы оказаться в "партии власти".
"Единая Россия", определенно, не является близнецом старой компартии, которая остается ее единственным серьезным оппонентом в Думе. "Единая Россия" хочет развивать бизнес и рынки капитала, пусть во многих случаях в партнерстве с государством. Это националистическая партия, но она выступает за иностранные инвестиции. Она хочет, чтобы страна, опираясь на нефтегазовые запасы, к 2020 году вошла в первую пятерку экономик мира. Но от некоторых старых привычек просто так не избавишься.
Когда президент Татарстана, член "Единой России" со дня ее основания Минтимер Шаймиев, сидевший в президиуме рядом с Медведевым, спустился в зал, его спросили, в чем смысл произошедшего. "Теперь партия отвечает за все, - ответил он. - Правительство вносит законы, Дума их утверждает, а партия контролирует исполнение". Весьма похоже на старые времена.
Также по теме:
Национальный лидер, генсек и просто вождь (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях