The Washington Post | 16 августа 2005 г.
Партия, которая не доставляет радости Кремлю
Питер Финн
В этом месяце на процессе в московском суде в клетках в зале судебных заседаний сидело 39 подсудимых. Большинство из них были студентами, самым старшим было чуть больше 20 лет. Они состояли в Национал-большевистской партии, радикальной оппозиционной группе, которая бросает яйца в представителей власти, врывается в правительственные здания, словом, "показывает нос" властям.
Их обвиняют в "нарушении общественного порядка", после того, как они в декабре ворвались в здание общественной приемной администрации президента России и развернули в окне плакат "Путин, уйди сам!"
Но судебное преследование политических активистов - это только часть более широкого наступления правительства на национал-большевиков, партии с ультранационалистическими корнями, которая провозглашает себя силой, ратующей за демократические преобразования и социальную справедливость в экономике, в том числе за перераспределение собственности.
Национал-большевистская партия, чье название вызывает в памяти революционеров, которыми руководил Владимир Ленин, основавший Советский Союз, была запрещена в июне решением московского суда. Юристы этой партии сообщили, что впервые она была объявлена в России вне закона в 1991 году. Суд обвинил национал-большевиков в намерении "насильственной смены основ конституционного строя".
Во вторник запланировано рассмотрение апелляции национал-большевиков в Верховном суде. "Мы - самая мужественная партия, которая меньше всех других поддается контролю, - говорит лидер группы, 62-летний Эдуард Лимонов. Разговаривая, он покручивает свой седой ус, в стиле Дали. - Мы хотим создать климат политической свободы, и этим мы очень раздражаем Кремль. Мы хотим вывести правительство из себя".
Порой они выводят из себя даже юристов, которые пытаются защитить их от тюрьмы.
После того как их адвокаты выступили с ходатайством освободить 39 подсудимых из предварительного заключения, судья повернулся к молодым заключенным и спросил, не желает ли кто-нибудь из них что-либо сказать.
В ответ поднялся Роман Рябцев, бритоголовый молодой человек в очкахи в футболке с вызывающим символом его партии - пародия на нацистский баннер, вместо свастики на котором изображен серп и молот Советского Союза в белом круге, на красном фоне.
"Вся Россия - тюрьма, - заявил 23-летний Рябцев, бывший студент духовной семинарии, имеющий американское гражданство. - Неважно, где мы будем жить".
Адвокаты застонали. Один из представителей обвинения слегка улыбнулся. Ходатайство было быстро отвергнуто.
Способность этой партии привлекать к себе молодых людей (НБП сообщает, что в ней состоят тысячи человек, и каждый месяц вступают сотни новых) выводит из равновесия Кремль, который, судя по всему, все больше опасается молодежных бунтов, подобных тем, которые свергли правительства в Грузии и на Украине.
"Это единственная партия, которая борется за простых людей, и единственная партия, которая не боится, - говорит 28-летний Сергей Карамнов, специалист по ландшафту, вступивший в НБП на прошлой неделе. Некоторые политологи называют попытку Кремля уничтожить НБП неэффективной.
"С точки зрения политики это очень глупо, - говорит Александр Тарасов, аналитик московского Центра новой социологии и изучения практической политики. - Если бы им позволили зарегистрироваться, то я не думаю, что они смогли бы добиться победы на выборах кандидата от своей партии. Но сейчас они стали символом сопротивления, и это привлекает к ним молодых людей".
Национал-большевики получают удовольствие от политических проказ. Активисты этой партии обливали майонезом людей из российской Центральной избирательной комиссии, а также обливали апельсиновым соком тренера национальной футбольной сборной среди других подобных актов, которые они называли "продуктовым терроризмом".
Еще одна группа молодых людей из этой партии прошлым летом захватили офисы Министерства здравоохранения и социального развития. Вначале они вынудили всех сотрудников эвакуироваться из здания, после того как пришли туда в фальшивой униформе и сказали, что в здании может быть заложена бомба. Затем они выбросили из окна портрет Путина.
Государство жестко отреагировало на это. Сегодня в тюрьме находятся 50 активистов НБП. И подсудимым на процессе, который проходит в настоящее время, грозит до восьми лет лишения свободы за их двухчасовой захват здания, который закончился после того, как милиция взяла здание штурмом.
Эта партия была основана в 1994 году Эдуардом Лимоновым и людьми, которых он называет культурным авангардом. Вначале эта партия считалась причудливым явлением контркультуры с некоторыми неофашистскими и бескомпромиссными националистическими идеями.
Лимонов вернулся в Россию после нескольких лет жизни в США и во Франции, куда он уезжал после распада Советского Союза. Он работал в Нью-Йорке в доме богатой семьи, и позже он отразил свое саркастическое отношение к американской жизни в своих автобиографических романах, таких, как "Это я - Эдичка". Эти романы были хорошо приняты в Париже.
Лимонов говорит, что его группа стала "классической партией левого толка", и отошла от своих шовинистических истоков. Его оппоненты в правительстве сомневаются в этом.
"Если шовинистские профашистские силы спровоцируют всплеск исламского экстремизма, это создаст серьезную угрозу целостности нашего многонационального государства", - говорил в интервью немецкому журналу Der Spiegel заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. А некоторые в НБП не пытаются скрыть свою ксенофобию. Так, на партийном заседании в Москве на этой неделе один из активистов, приехавший из Мурманска, резко отзывался о китайцах, которые приезжают в его город и лишают русских рабочих мест.
В 2001 году Лимонов был приговорен к четырем годам тюремного заключения за то, что сторона обвинения назвала попыткой организовать переворот в Казахстане. Лимонов был освобожден через 2,5 года. За время пребывания в тюрьме он написал восемь книг, в том числе свои размышления о самых известных людях мира, от Мао до Мэрилин Монро.
"Я стал мудрее и терпимее, - сказал Лимонов о своем пребывании в тюрьме. - Тюрьма - это хорошая школа жизни".
Такие высказывания приводят в ярость друзей и родителей некоторых молодых людей, которые могут оказаться в тюрьме за реликтовые идеи, о которых мечтает Лимонов. "Я очень зла на него, - говорит Наталья Линд, чей 23-летний сын, Владимир, бывший студент философского факультета из Санкт-Петербурга, находится среди подсудимых. - Эти дети для него - как ступени, по которым он идет".
Лимонов отвергает подобные обвинения. Сейчас его партии приходится искать себя в среде раздробленной российской оппозиции и пытаться сформировать альянсы с коммунистами и партией "Яблоко".
Лимонов видит своих молодых последователей в роли авангарда оппозиции во время парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года. Он говорит, что восхищается тактикой участников оранжевой революции, но не является сторонником нового украинского президента Виктора Ющенко. На заседании своей партии на прошлой неделе Лимонов появился в футболке с надписью "За Украину без Ющенко".
"Нам нужна конфронтация с Путиным, и это легко организовать, но только в союзе с оппозиционными силами", - говорит Лимонов. Кремль в ответ организовал свою собственную молодежную группу "Наши", организаторы которой говорят, что она выйдет на улицы для защиты существующего порядка в случае антиправительственных выступлений в России.
Лимонову нравится перспектива такого противостояния. Его мало беспокоит то, что ему может грозить новый тюремный срок, он лишь смеется, говоря об этом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях