The Wall Street Journal | 16 августа 2006 г.
В США пчелы все чаще досаждают пилотам
Ник Тимираос
Они любят желтый цвет и запах авиатоплива, черный их раздражает. Громкое жужжание на юго-западе США
В мае, когда пилот Брайан Мерфи готовился к короткому рейсу из аэропорта Бербанка в Сан-Франциско, наемные механики предупредили о проблеме с его самолетом Beechcraft King Air 200: одеяло из пчел шириной пять футов упало на чехол левого двигателя самолета. А многие пчелы находили дорогу в двигательный отсек и даже в кабину.
"Я был просто поражен, - говорит 36-летний пилот чартерных рейсов, который кинулся закрывать открытые вентиляционные окна кабины. - Всего через 20 минут это были тысячи пчел, которые двигались по участку откачки". Он подумал о том, чтобы включить двигатель и напугать рой, но решил, что может сделать только хуже, взволновав пчел.
Недоумевающие механики тоже не знали, что делать, но у пожарной команды аэропорта был способ. "Я слышал, как они кричат в пожарной будке: "Пора опять опрыскивать пчел!", - вспоминает Стивен Шелл, генеральный менеджер компании Air Center-Burbank.
Пожарные облили King Air 200 из шланга инсектицидной пеной, которая парализует пчел. "Они падали на землю целыми кусками", - вспоминает Мерфи. Но пчелы под чехлом двигателя, как только пена коснулась самолета, стали выбираться через внутреннюю кромку. "Как только они начали брызгать, эти пчелы даже не могли летать", - говорит он. Потом пилоты убрали пылесосом три десятка пчел, влетевших в кабину.
"Змеи на самолете", может быть, и лучший фильм ужасов нынешнего лета, но пчелы на самолете порождают больше гудения в авиационных кругах. Африканизированные медоносные пчелы, печально известные "пчелы-убийцы", все чаще становятся причиной незапланированных задержек вылетов в аэропортах всего юго-запада. Агрессивные пчелы, попавшие в США из Мексики в 1990-е годы, любят перемещаться в открытых пространствах и останавливаются отдохнуть, когда устанет их матка. В аэропортах мало деревьев и других природных мест для отдыха. Это делает самолеты, взлетно-посадочные полосы, оборудование для погрузки багажа, терминалы и парковки популярными местами пчелиных привалов.
Соответственно, пилоты и механики иногда обнаруживают тысячи пчел, прячущихся в чехлах двигателей, цепляющихся за ветровые стекла кабины или роящихся в багажном отсеке.
"Африканизированная медоносная пчела изменила все", - говорит Дэвид Мардер, владелец компании Bee Busters из Калифорнии, специализирующейся на борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Он рассказывает, что его эксклюзивная сделка с аэропортом Джона Уэйна в Санта-Ане, округ Оранж, который он в этом году обслужил больше 20 раз, является одной из важных причин роста его бизнеса после прибытия африканизированной медоносной пчелы в Оранж в 1996 году.
Это приводит к сценам вроде той, которая разыгралась в Далласе в апреле. Гордон Гиллори, 39-летний механик авиакомпании Southwest Airlines, знал, что что-то не так, как только пришел в ангар на свою смену: жужжание доносилось не из двигателя, а из хвоста самолета Boeing 737-700.
"На самом деле их не было видно, но ясно было, что их там тысячи, потому что очень много вылетело, - говорит он. - Я работаю с самолетами 15 лет, но никогда не видел ничего подобного".
Механики смотрели с безопасного расстояния, как пчеловод выкуривает пчел и собирает их пылесосом. Когда пчеловод стал стучать хвостовому отсеку, чтобы выгнать рой, механики еще сильнее заволновались. "На него начали кричать. Так нельзя. Можно повредить самолет", - объясняет Гиллори.
Запахи и цвета тоже привлекают пчел. В аэропорту это может приводить к тому, что пчелы повисают гроздью на турбовинтовом двигателе. "Неважно, почему, им, похоже, нравится запах топлива, а особенно желтый цвет самолета Southwest", - говорит Джуди Александр, директор по эксплуатации в международном аэропорту Таксона.
Местные власти начали принимать превентивные меры в 1995 году, когда рой на диспетчерской вышке стал причиной сбоев на командном центре. У проблемы "там нет конца", говорит Александр. "Нельзя же эвакуировать вышку". Аэропорт установил ловушки, которые испускают феромоны, привлекающие пчел. В них попадает 60-80 роев в год.
Африканизированная медоносная пчела - это гибрид африканской пчелы, завезенный в 1956 году в Бразилию ученым, упустившим пчел. Пчелы попали в США через Южный Техас в 1990 году и распространились по всей Аризоне и южным районам Калифорнии, Невады, Нью-Мексико и Техаса. Экспансия пчел на север замедляется, когда они сталкиваются с прохладными температурами на нагорьях, но ожидается ее рост в прибрежных коридорах.
На юго-запад "они пришли, чтобы остаться", говорит Мардер. И с распространением урбанизации в окрестностях Лас-Вегаса, Финикса и в Южной Калифорнии взаимодействие людей с пчелами неизбежно будет расти.
Африканизированные гибриды опасны потому, что их легче спровоцировать и нападают они большими группами. Но хотя пчеловоды предупреждают, что опасно растревожить колонию, они говорят, что название "пчелы-убийцы" - это преувеличение. "Послушать СМИ, так нас берут в рабство", - говорит Льюис Вест, пчеловод-любитель из Калифорнии.
В прошлом году он выезжал на вызов аэроклуба Второй мировой войны, который не мог вылететь из международного аэропорта Онтарио, недалеко от Лос-Анджелеса, из-за роя в 30 пчел, оккупировавшего пушечную турель в носовой части реставрированного бомбардировщика B-29.
Хотя пчелы не представляют серьезной угрозы для самолетов, эксперты по пчелам не рекомендуют использовать двигатели, чтобы засосать и убить рой незваных пассажиров. Когда пчелы в пути, у них при себе небольшой запас меда, и если двигатель переварит рой, "это может принести вред", говорит Джордж Ботта, дезинсектор из Лас-Вегаса, работающий в сельскохозяйственном управлении Невады. "Это не так плохо, как столкнуться со стаей птиц, но все равно что вылить в двигатель канистру меда".
Два года назад его вызвали в международный аэропорт Маккарэна в Лас-Вегасе, чтобы опрыскать пчел, осевших на ветровом стекле самолета авиакомпании Hawaiian Airlines, который готовился выруливать на взлетную полосу. В другой раз он видел, как рой атаковал конвейер, когда в багажном отделении разгружали чемоданы. Черный цвет мог раздражить пчел, объясняет он, и опрыскивателем ему пришлось выгнать их из багажного отделения. "Людям у карусели оставалось задаваться вопросом, почему их багаж мокрый и мыльный", - говорит он.
Хотя проблема ограничена преимущественно юго-западом страны, пчелы, как безбилетные пассажиры, могут стать проблемой для всех. В 2001 году механики аэродрома в Гринфилде, Южная Каролина, обнаружили колонию африканизированных медоносных пчел внутри крыла самолета, только что прибывшего из Аризоны.
А Мерфи, пилот King Air, обнаружил такой же сюрприз после полета в Сан-Франциско: пчелы намертво прилепились к выхлопному патрубку в самолете, а еще сотни усеяли пол в двигательном отсеке. Только горстка безбилетников выжила. "Я не мог себе представить, сколько там было пчел, - говорит он. - Если бы я не был там и не видел это своими глазами, я никогда бы в это не поверил".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях