La Stampa | 16 декабря 1999 г.
Репортаж о ситуации в Москве
Джульетто Кьеза
Корреспондент итальянской газета "Ла Стампа" побывал на митинге, организованном в рамках предвыборной кампании московского мэра Юрия Лужкова. В своей статье он рассказывает о нем и пишет об информационной войне между мэром и Кремлем.
Ряды солдат, препятствующих входу на площадь, затем ряды солдат, препятствующих выходу с площади - все в одинаковой форме с надписью "милиция", с одинаково неподвижными лицами, - рассказывает он. Корреспонденту пришлось четырежды показывать свое удостоверение, прежде чем ему удалось пройти на Васильевский спуск, где уходящий мэр Юрий Лужков собрал 100 тысяч своих сторонников.
Когда прибывшие на митинг стали покидать площадь, как майор милиции крикнул: "Куда вы уходите? Митинг еще не начался!". Некоторые вернулись, - рассказывает журналист и отмечает, что ему еще ни разу в жизни не приходилось видеть, как полицейский приглашает народ остаться на площади.
Эта полиция поддерживает мэра Лужкова и заботится о том, чтобы мероприятие прошло организованно. А та, другая милиция, на внешних кордонах, которая не пропускает народ на митинг, с кем она? Она с правительством, Кремлем, с президентом, которого нет за толстыми стенами Кремля, в шаге от толпы, - отмечает свидетель демонстрации.
Площадь переполнена. Ряды милиционеров разделили толпу на квадраты, чтобы было удобнее наблюдать за порядком или блокировать в случае каких-либо провокаций. Корреспондент ощутил почти осязаемую опасность. Подобное ощущение он испытал в октябрьские дни 1993 года, завершившиеся кровопролитием.
Но сегодня, по мнению итальянского журналиста, ситуация намного сложней: тогда была одна армия и одна милиция: деморализованная, готовая дезертировать, но тем не менее, готовая драться и нажимать на спусковые крючки. Сейчас же их две, по крайней мере, в Москве, которые относятся друг к другу с подозрением и контролируют друг друга.
Ельцин болен и не появляется на политической сцене, но Кремль наносит один удар за другим. Кремлевское руководство снимает с должности начальника Московской милиции, чтобы показать Лужкову, что командует Кремль. Был уволен и главный прокурор города Москвы. Но Кремлю так и не удалось установить контроль над ситуацией в Москве. Говорят, что в распоряжении Лужкова имеются две дивизии, Кантемировская и Таманская, расквартированные в нескольких десятках километрах от столицы. Именно Лужков снабжал их всем необходимым в течение нескольких последних лет. Именно мэр Москвы во время платит пенсии и зарплаты. Именно он отремонтировал дороги. Именно он, как во времена социализма, строит дешевые дома.
Сегодня он оказался под ударом. Для "Семьи" он стал врагом номер "один. "Семья" прекрасно понимает, что устранить Примакова, выдвинувшего свою кандидатуру на президентские выборы 2000 года, удастся лишь после того, как будет устранен Лужков, поэтому необходимо помешать его переизбранию на пост мэра Москвы, не давать ему поддерживать Примакова.
Лужков, по мнению журналиста, является единственной силой, независимой от Кремля: в его распоряжении имеются газеты, телевидение, деньги и банки. Уничтожить Лужкова можно, лишь отобрав у него Москву. В руках Кремля имеются два мощных телеканала, которые неустанно ведут антилужковскую пропаганду, обвиняя его в убийстве, воровстве, коррупции, уклонении от налогов, а также в том, что он имеет дачи и земельную собственность за рубежом. Эти обвинения повторяются многократно, доводя телезрителей до исступления, тогда они уже просто начинают верить в справедливость этих обвинений.
Журналист Сергей Доренко, бойцовый пес известного олигарха Бориса Березовского, пошел ва-банк. Ему известно, что Лужков был другом и сторонником Бориса Ельцина, ему отлично известны все его слабые места. Чтобы уничтожить Лужкова, он, не колеблясь, демонстрирует десяткам миллионов телезрителей самые скабрезные и самые унизительные кадры с изображением Ельцина. Так как "он" уже "мертв" и уже запачкан грязью. Большая часть телезрителей ненавидит Ельцина, им должно это понравиться. Они могут начать ненавидеть и Лужкова, который будет у них ассоциироваться с отвращением к пьяному президенту, который дирижирует оркестром, щиплет секретарш, покачивается, падает.
До выборов осталось четыре дня. Удастся ли Кремлю вырвать Москву из рук Лужкова? Возможно, но лишь прибегнув к подтасовке результатов голосования. Проблема заключается в том, что произойдет потом. Потому что за Лужкова выступают 80% избирателей. Журналист уверен, что Лужков не может не отреагировать на утрату контроля над Москвой. В противном случае, в сложившейся ситуации, ему грозит арест. Удастся ли Кремлю убрать его из Москвы? Ситуация изменится. Именно "Семье" придется ожидать худшего. Лужков и Примаков повторяют с телеэкранов о том, что они покончат с коррупцией и призовут к ответу тех, кто обворовывал русский народ.
Именно поэтому, считает автор, выборы в Думу стали менее значимыми: Думу, если она не будет устраивать Кремль, можно распустить. Но Москву распустить нельзя. У журналиста, в связи с эти, возник вопрос: что произойдет, когда две милиции, присутствовавшие на площади, должны будут выполнять противоречащие друг другу приказы об арестах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях