The Washington Post | 16 декабря 2003 г.
Как националистическая партия удивила Кремль
Сьюзан Глассер, Питер Бейкер
Путин благословил попытку ослабить коммунистов
Дмитрий Рогозин живо помнит тот день, потому что это был день рождения его матери. Это был также день рождения нового политического движения в России.
В то теплое июльское воскресенье амбициозный молодой законодатель националистического толка приехал на уединенную президентскую дачу неподалеку от столицы. У него было предложение к президенту Владимиру Путину: вместе с подающим надежды экономистом, порвавшим с коммунистами, создать новую партию.
Встреча состоялась спустя всего 11 дней после того, как правительство Путина начало юридическую кампанию против самого богатого человека России, Михаила Ходорковского, и партии, которую имел в виду Рогозин, предстояло возглавить атаку на магнатов в ходе выборов. Путин принял Рогозина и дал свое благословение, зная, что партия отберет голоса у главных оппонентов президента - коммунистов.
"Я получил карт-бланш", - вспоминал Рогозин в одном из интервью.
Одобрение Путина давало все преимущества кремлевского патронажа: активную пропаганду новой уполномоченной партии на государственном телевидении, ценные политические советы, щедрое финансирование. 7 декабря новорожденный блок "Родина", сформированный Рогозиным и перебежчиком из стана коммунистов Сергеем Глазьевым, ошеломил Россию, заняв третье место на парламентских выборах. При этом он помог партии Путина "Единая Россия" разгромить коммунистов и вытолкнуть из парламента две прозападные демократические партии.
Вместе с ультранационалистической партией, возглавляемой крикуном Владимиром Жириновским, националисты набрали 21% голосов и вновь стали влиятельной силой в российской политике. Их успех удивил даже Кремль, который, как утверждают источники, начал бояться того, что сам же и породил, и за неделю до выборов попытался уменьшить поддержку кандидатов новой партии, блокировав им доступ к телевидению.
Манипулирование политической жизнью
Соперники "Родины" называют эту партию "национал-социалистической", вызывая образ российского фашизма. "Эти люди напоминают Гитлера 20-х годов", - заявил Леонид Гозман, стратег одной из проигравших демократических партий. Рогозин и Глазьев отвергают обвинения в экстремизме и называют себя патриотами, пришедшими восстановить величие России.
Как бы то ни было, история появления "Родины" из ниоткуда - это не просто история о возвращении национализма или разочаровании российских избирателей в демократии 90-х, которая для них ассоциируется с хаосом и упадком. Она также является примером того, как путинский Кремль манипулирует политической жизнью России, как он решил сделать ставку на русский шовинизм, а теперь должен пытаться удержать его под контролем.
"Партия добилась блестящего успеха, соединив российский империализм с государственным контролем в экономике, - сказал эксперт по русскому национализму Владимир Прибыловский. - Она добилась успеха потому, что этого хотел Кремль".
По словам лидеров партии, они хотят восстановить российскую империю, распавшуюся после падения СССР. Они хотят установить государственный контроль над природными ресурсами - главным богатством страны, отобрать миллиарды долларов "сверхприбылей" у частных энергетических компаний, запретить продажу сельскохозяйственных земель, сделать православие государственной религией и ликвидировать власть лидеров бизнеса, так называемых олигархов. Их лозунг: "Русские должны вернуть себе Россию".
Все это озвучивается в пристойном, пригодном для телевидения стиле, умеренными современными политиками, которые избегают шумной клоунады в духе Жириновского и чеканных анахронизмов старых коммунистов.
"Имя и образ"
Имя было запоминающимся, а цель - ясной. Новая партия должна была называться "Товарищ", что отражало ее задачу отобрать голоса у коммунистов.
По крайней мере, такова была идея, поданная Маратом Гельманом, влиятельным политическим советником, заместителем директора государственного телеканала ОРТ, которому летом поручили создать партию для Глазьева и Рогозина.
Националист Рогозин - давний депутат Государственной думы, бывший председатель комитета по международным делам. По его словам, ему предлагали высокий пост в путинской "Единой России", но назначение было блокировано одним из его соперников. Глазьев, также член парламента, в этом году порвал с коммунистами, возможно имея в виду борьбу за пост президента.
Эти люди познакомились в 1993 году, когда оба они присоединились к сторонникам жесткой линии, засевшим в российском "Белом доме", который обстреливали танки президента Бориса Ельцина.
Летом, когда они объединились, 42-летний Глазьев принес в этот союз экономическую программу, основанную на выкачивании денег у богатых, и хорошую репутацию среди рядовых коммунистов. Ему понравилась идея партии "Товарищ", но, по его словам, он считал, что нужно обращаться к более широким массам.
"Нам было нужно имя и образ. "Родина" - это серьезная заявка. Нам был нужен патриотизм в позитивном смысле", - заявил он в одном из интервью.
Название было выбрано на ночном совещании накануне учредительного съезда партии 14 сентября, утверждает один из его участников.
39-летнего Рогозина "Кремль назначил комиссаром Сергея Глазьева, его контролером", - заявил связанный с Кремлем аналитик Сергей Марков.
Подключились и другие политики, в том числе генерал Валентин Варенников, один из организаторов неудавшегося путча против Михаила Горбачева в 1991 году, и Виктор Геращенко, бывший глава Центробанка. Крайних националистов представлял Андрей Савельев, иногда пишущий речи для Рогозина.
"Это была хорошо спланированная избирательная кампания, создающая приемлемую альтернативу для людей, уходящих от коммунистов, - заявил кремлевский советник Глеб Павловский. - Это была идея мастеров пропаганды, стоящих за ней. Кремль не возражал, поскольку было очевидно, что альтернатива коммунистам нужна".
Несмотря на свою риторику, партия получала финансирование от богатых бизнесменов; некоторые из них в конце концов оказались в партийном списке и получили места в парламенте. "Для многих бизнесменов это коммерческий проект", - сказал Павловский.
Арест олигарха
По сведениям из нескольких источников, партию финансировал миллиардер Олег Дерипаска, владелец компании "Русский алюминий". "Русский алюминий" финансирует их только потому, что об этом попросил Кремль", - заявил Марков. Однако источник, близкий к Дерипаске, утверждает, что к концу кампании он прекратил финансировать "Родину", так как не одобряет ее отношение к олигархам. Глазьев назвал участие Дерипаски "мифом, придуманным нашими врагами".
Как сообщают источники, партию финансировали также Александр Бабаков, крупный игрок в украинской энергетической индустрии, и Александр Лебедев, банкир-миллиардер. Бабаков не считает лицемерием финансирование партии, основанной на принципе борьбы против богатых. "Я не олигарх в том смысле, в каком это слово употребляют политики", - сказал он.
25 октября стало для партии днем большого прорыва. В этот день Ходорковский, главный владелец нефтяной компании ЮКОС был арестован после нескольких месяцев расследований по ряду дел. Рогозин и Глазьев продолжили атаку. Они заявили, что арест оправдан и необходимо расследовать другие подозрительные приватизационные сделки 90-х годов.
Но соперники "Родины" обратили внимание на ее успех лишь в последние дни кампании. Когда демократы дрогнули, бывший заместитель премьер-министра Анатолий Чубайс, архитектор коррумпированной приватизации государственных активов 90-х годов, решил контратаковать, назвав новую партию российским эквивалентом нацистов.
По словам Рогозина, в середине ноября ему позвонил верный оруженосец Чубайса, Гозман. "Дмитрий, мы нашли оружие против вас, - вспоминает Рогозин его слова. - Отныне вы будете национал-социалистами".
Демократы тоже говорили о коррупции. Во время предвыборных теледебатов в зале поднялся Гозман и обвинил Рогозина в том, что тот в 1999 году вымогал у сторонников Чубайса взятку в размере 5 млн долларов. Рогозин не опроверг его слова. "Рад познакомиться, господин Гозман", - сказал он, притворяясь, что не знаком с ним.
За несколько дней до выборов Кремль обеспокоило то, что его проект может оказаться чересчур успешным. По словам одного из стратегов "Родины", в начале кампании высокопоставленный кремлевский чиновник заявил, что партия не должны получить больше 5% голосов, необходимых, чтобы попасть в Думу. Поскольку в Кремле возникли опасения, что партия может превысить эту цифру, с 24 ноября Рогозину и Глазьеву перестали давать бесплатное эфирное время на государственном телевидении.
"Администрация позволяла показывать нас по телевидению до тех пор, пока считала, что мы отбираем голоса у коммунистов, - заявил Рогозин. - Как только власти поняли, что мы становимся независимой политический силой, они испугались".
Теперь оба лидера "Родины" рассчитывают на крупные призы. Источники утверждают, что Глазьев хочет стать новым премьер-министром, а Рогозин метит в министры иностранных дел.
Ностальгия по империи
Их риторика привлекательна для миллионов россиян, таких, как мелкий бизнесмен Анатолий Лаптев.
"Я открою вам тайну, - сказал Лаптев, понизив голос: - я националист".
Он также называет себя монархистом, тоскующим по советской империи и советской системе социальной защиты, православным, ищущим в лидере фигуру властного отца, патриотом, который говорит, что с радостью взялся бы за автомат Калашникова, чтобы защитить свою страну, даже при Ельцине - президенте, которого он ненавидит.
"Родина" - это партия, созданная специально для 51-летнего Лаптева. "Я долго их ждал", - сказал он. Много лет он втайне аплодировал Рогозину и Глазьеву, а когда они объединились, подумал, что наконец-то "появились люди, которым можно верить".
Лаптев и его родственники продают дешевые китайские игрушки в углу магазина на южной окраине Москвы. Он был в смятении, когда Советский Союз рассыпался "как карточный домик", возмущен, когда за этим последовали нищета и упадок. Но он уже не был коммунистом, свой партбилет он сдал в конце 80-х. По его словам, он знал, что Советский Союз прогнил и нужны перемены.
90-е годы он называет катастрофой для России, "подобной Второй мировой войне. Люди умирали и страдали, как в войну, было очень тяжело". Было дискредитировано само слово "демократия". "Это оказалось обманом", - заявил он.
При поддержке таких людей "Родина" заняла третье место на парламентских выборах, набрав 9% голосов. В крупнейших и традиционно демократически настроенных городах, Москве и Петербурге, "Родина" неожиданно оказалась второй. Ее идеи особенно хорошо приняли пожилые профессионалы и пенсионеры.
По данным одного из exit poll, за "Родину" голосовало почти 22% людей старше 45 лет.
"В 90-е годы нам говорили, что есть коммунизм и демократия, а между ними ничего нет, - сказал Лаптев. - Это неправильно. Не обязательно выбирать между черным и белым. "Родина" - это еще один путь".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях