Globe and Mail | 16 декабря 2011 г.
Почему процветающие социумы иногда тоже бунтуют
Кристия Фриленд
Для диктаторов этот год определенно не задался - от "арабской весны" до "русской зимы", замечает в своей статье в The Globe and Mail Кристия Фриленд.
Автор дает уцелевшим диктаторам три совета, основанные на опыте россиян и экспертов. Что следует из декабрьских акций протеста в России?
Первый урок: "авторитарные режимы не работают на автопилоте. Чтобы уцелеть, особенно в эпоху интернета, авиаперелетов и глобальных потоков капитала, диктатуры должны быть технически подкованными и эффективными", - пишет автор. Неуспех "Единой России" на парламентских выборах она объясняет множеством политических ошибок режима. Главная ошибка, на взгляд петербургского политолога Владимира Гельмана, - "попытка замаскировать российский авторитаризм за либеральным фасадом". При этом власть настолько увлеклась "пряником", что забыла демонстрировать "кнут". Как отметил Гельман, в 2007-2008 политическом цикле оппозицию загодя подвергли гонениям.
"Второй урок России особенно встревожит Китай: он гласит, что экономический успех еще не гарантия политического", - пишет автор.
Кстати, на Западе люди обычно уверены, что экономика решает все. Поэтому события на Тахрире озадачили МВФ, а иностранные наблюдатели дивятся, что в Москве выходят протестовать зажиточные люди, процветающие при Путине.
"Одна из причин в том, что, как и в Тунисе и Египте, при диктатуре средний класс может склониться к протестам по велению души, а не только кошелька", - пишет автор. Другую гипотезу предлагают ученые Кэрол Грэхем и Стефано Петтинато. На материале России и Перу они выявили группу так называемых "разочарованных успешных": людей, чей уровень жизни вырос, но удовлетворенность снизилась. Одна из причин их недовольства в том, что "успехи окружающих намного превышают их успехи и по масштабу превосходят то, чего они могут достичь за всю жизнь". В постсоветской России для таких чувств самая благодатная почва.
Третий урок - общий для России и "арабской весны": то, что профессор Вей называет "демонстрациями без лидеров". Демонстрации вдохновляются не крупными оппозиционными группами, а некими деятелями, которые приходят ниоткуда.
Но у потенциальных революционеров будут свои сложности, предрекает автор. "Twitter и Facebook помогают вывести "недовольных успешных" на улицы. Но самая трудная работа, как правило, начинается на следующий день после революции. И если у вас не было необходимости вообще формировать движение протеста, вскоре у вас отнимут власть люди, которые его сформировали", - заключает она.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях