Статьи по дате

Tagesspiegel | 16 февраля 2000 г.

Если бы Хайдер с Путиным

Йорг фон Утманн

Бурная реакция на процесс формирования австрийского правительства взволновала не только австрийцев. В США и Великобритании все громче звучат голоса тех, кто спрашивает, не поспешило ли мировое сообщество с угрозами изоляции Австрии. От критики Австрии воздерживаются даже американские еврейские организации, в свое время жестоко критиковавшие австрийского президента Вальдхайма. В частности Абрахам Фоксман, президент Антидифамационной Лиги, категорически высказался против сравнения Хайдера с Гитлером и против политики бойкота, которую проводят европейские страны и Израиль. Американская пресса не более благосклонна. ?Европа не имеет права указывать австрийцам, за кого они должны голосовать, и у нее нет права угрожать санкциями, когда правительство еще не проработало ни одного дня?, пишет еженедельник ?Тайм?. В журнале ?Ньюсуик? историк Тони Юдт цитирует Карла Маркса: в истории трагедии повторяются только в виде фарса.

Большинство английских газет тоже не убеждено в целесообразности европейских санкций. Британский ?Экономист?, в частности, ссылается на Симона Визенталя, отрицающего сходство Хайдера с Гитлером. Консервативный ?Спектейтор? пишет о брежневской доктрине ограниченного суверенитета и попытке европейских левых ?стереть всякое воспоминание о коммунизме, привлекая внимания к фашизму?. Их представление исторического процесса настолько узкое, как будто бы ?единственным событием 20 века был приход к власти Адольфа Гитлера?.

Только французские журналисты и интеллектуалы продолжают пребывать в убеждении, что Европа занимает правильную позицию. Самая серьезная французская газета левой ориентации ?Ле Монд? почти каждый день развлекает своих читателей карикатурами, изображавшего Хайдера со свастикой или Австрию в виде концентрационного лагеря. В одной из бесчисленных статей на эту тему сорбонский философ пишет о том, что не Европа вмешивается во внутренние дела суверенного государства в данном случае, а Австрия вмешивается во внутренние дела Европы, ?желая заставить своих партнеров садиться за один стол с неприемлемыми людьми?. В этом же издании Жак Аттали, как всегда мыслящий глобально, предупреждает о возможности создания новой Австрийской империи: ?Что бы могло произойти, если бы нашелся подражатель, который заключил бы с Путиным новый российско-немецкий пакт??

Активность Франции в борьбе с Хайдером, подогревается излюбленной идеей французских мыслителей об Иване Грозном, поджаривающем на костре остальную Европу. Но существуют и другие причины. Во-первых, антифашизм остается единственным убеждением, которое сохранили левые в процессе всех произошедших изменений. Падение берлинской стены и распад Советского Союза значительно изменила их образ в мире. В Париже у власти продолжает оставаться все тот же ?Народный фронт?, однако, после смены курса, объявленного в 1983 г. Миттераном, его уже не узнать: коммунисты просто молчат, а социалисты пытаются примкнуть к капиталистической Европе. В этой смутной ситуации появление такой фигуры, как Хайдер, очень кстати. Под прикрытием нового антифашистского щита перед французскими левыми открываются дополнительные перспективы. Но для этого необходимо самим создать соответствующий образ врага. Эта проблема, кажется, никого не беспокоит.

Во-вторых, активную антихайдеровскую позицию занимает и президент Франции Жак Ширак, которого нельзя заподозрить в симпатиях к социализму. Ширак и премьер-министр Бельгии относятся к числу самых рьяных сторонников введения санкций против Австрии. Президент Франции опасается, что голлисты могут взять пример с Австрийской народной партии и создать коалицию с Национальным фронтом. Сам лидер Национального фронта Ле Пен отрицает возможность заключения договора с ?развращенной буржуазией?, однако его строптивый заместитель Бруно Мегре высказывается по этому вопросу вполне лояльно.

В-третьих, наконец, существует еще одна причина негодования французов - это антипатия к либерализму вообще, который во Франции чаще именуют ?ультралиберализмом?. Давно прошло то время, когда Жан-Баптист Сей выступал за свободную торговлю и экономику, построенную на принципах laissez-faire, Шарль-Луи Монтескье - за разделение властей, а Алексис де Токвиль - за демократию, построенную по американскому образцу. Сейчас ни социалисты, ни голлисты не хотят отказываться от патерналистского государства. В стране, где каждый четвертый занятый получает жалование из государственной казны, идея Хайдера, уничтожить традиционную для страны расстановку партийных сил, может вызвать лишь негодование.

Мартин Обри, министр социальной политики Франции, в прошлую пятницу в Лиссабоне процитировала ?Вчерашний мир? (Welt von gestern) Стефана Цвейга, в котором автор вспоминает, как незаметно к власти в Германии подкрался нацизм. Когда на трибуну поднялась новый министр австрийского правительства Элизабет Зикль, мадам Обри и ее бельгийская коллега покинули зал заседаний. В следующий раз ссылку на какое-либо литературное произведение может подготовить и фрау Зикль. Например, вот такой отрывок из ?Опиума для интеллектуалов? Раймона Арона: ?В Англии левый радикализм и фашизм всегда оставались за границами дискуссии. Во Франции, напротив, они находились в центре дискуссии. Все снова забывали и о стране, и ее проблемах, чтобы предаться идеологического бреду?.

Источник: Tagesspiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru