Статьи по дате

The Wall Street Journal | 16 февраля 2000 г.

Готовится ли еще Россия к бактериологической войне?

Кен Алибек и Стефен Хэндельман

Глубоко в недрах российской бюрократии есть один армейский генерал, в руках которого находится будущее отношений между Кремлем и Западом. Юрий Тихонович Калинин является директором государственного фармацевтического предприятия, которое производит вакцины и медицинское оборудование. Однако менее 10 лет назад эта организация, известная под названием "Биопрепарат", была занята совершенно другим. Она создавала смертоносные бактерии и вирусы, предназначенные для ведения бактериологической войны. Прошлое "Биопрепарата" преследует его и в настоящее время.

Когда Калинин возглавлял "Биопрепарат" в 80-х - начале 90-х годов (во время его расцвета), он был мастером на всякие хитрости. Он создал целую империю из 40 лабораторий и производств, которые были разбросаны по всей территории бывшего СССР. Там работали тысячи ученых и технических сотрудников. В то же самое время Москва заверяла Запад, что подобной программы не существует. Длительное пребывание Калинина на посту главы "Биопрепарата" начало вызывать вопросы у американских официальных лиц и ученых, которые хотели убедиться, что Россия действительно отказалась от своих амбиций по созданию биологического оружия.

Нынешнее присутствие генерала во главе организации вызывает еще больше вопросов. В прошлом месяце он уволил Владимира Завьялова - уважаемого гражданского директора подмосковного НИИ, связанного с "Биопрепаратом" - и назначил на его место военного ученого. Увольнение Завьялова под предлогом нарушения норм безопасности, представляло собой пощечину для американских и европейских компаний, предоставлявших средства на конверсию этого НИИ.

С тех пор, как бывший глава ФСБ Владимир Путин стал исполняющим обязанности президента, неопределенность в отношении того, куда он поведет Россию, возросла. Таким образом, по развитию событий вокруг "Биопрепарата" можно будет судить о том, насколько возросло влияние российского ВПК на национальную политику, а также о готовности Москвы согласиться с западными предложениями в области контроля над вооружениями.

В области создания биологического оружия в последнее время события развивались не слишком обнадеживающе. В 1992 году Ельцин объявил о прекращении инвестиций на создание биологического оружия (в 1990 году их объем составлял 1 млрд. долларов). Он пообещал Западу открыть для инспектирования секретные военные объекты, на которых хранились тонны культур сибирской язвы, оспы и других элементов из советского биологического арсенала, а также закрыть лаборатории, где велись исследования по усовершенствованию биологического оружия, направленного на изменение генетического кода.

В результате Москва действительно закрыла несколько крупных линий по сборке оружия, а десятки компаний, работавших на "Биопрепарате", были подвергнуты конверсии. Однако доступ на секретные военные объекты для иностранцев по-прежнему закрыт, а данное Ельцины обещание так и не исполнилось, как не исполнились и надежды на укрепление партнерских отношений между Россией и США, появившиеся после окончания холодной войны.

Тем не менее, многие американские эксперты находят повод для оптимизма, подчеркивая, что экономические проблемы не позволят России осуществить грандиозные эксперименты в области создания биологического оружия. И все же российские ученые недавно предупредили, что некоторая часть оказываемой США помощи, предназначенной для проведения медицинских исследований, используется Калининым для осуществления программ по созданию оружия.

Кто же такой этот таинственный генерал? Этот худощавый элегантный мужчина чуть старше 60 лет является ветераном суматошного мира российской бюрократии. Он успешно провел "Биопрепарат" через несколько кризисов, самым тяжелым из которых был коллапс СССР. Когда организация была передана в ведение министерства здравоохранения - казалось, что она прекратила свое существование. Однако генерал не только сумел сохранить свой пост, но и усилил свое влияние в кругу бывших коммунистических аппаратчиков, военных и офицеров безопасности, которые играют важную роль в новой России.

Одним из свидетельств того, сколь сильно это влияние, является тот факт, что генерал Калинин продолжает находиться на действительной военной службе, хотя по возрасту должен уйти в отставку. Пользуясь своими связями, он избегает любого гражданского контроля за деятельностью организации, которой назначено быть чисто гражданским предприятием.

Калинин - не единственный бывший офицер биологического фронта, обладающий влиянием в Москве. Генерал Валентин Евстигнеев - бывыший начальник 15 управления советской армии (оно занималось военными аспектами биологических программ) - сейчас является заместителем начальника управления радиационной, химической и биологической защиты министерства обороны. Разве могут подобные люди изменить свою природу?

Евстигнеев по-прежнему отрицает, что Россия когда-либо занималась созданием биологического оружия. Калинин продолжает настаивать, что уделяет основное внимание производству гражданской продукции на "Биопрепарате" В интервью газете "Известия", которое он дал в прошлом месяце, генерал признал, что его ученые разрабатывают методы "защиты" от биологического оружия. Однако он отрицал, что сейчас ведутся какие-либо работы по созданию оружия, будь то на американские средства или какие-нибудь еще.

Тем не менее, он по-прежнему обходит молчанием связи "Биопрепарата" с бывшими военными спонсорами. Информированные российские ученые в доверительных беседах говорят, что секретные военные контракты все еще составляют важную часть исследований, проводимых "Биопрепаратом". Ясно также, что часть старой биологической военной машины все еще сохраняется. Некоторое оборудование двойного назначения не было уничтожено.

Запад поступает правильно, сомневаясь в благих намерениях Москвы, пока не узнает о результатах отчета Калинина о своей деятельности. В конце прошлого года российские власти впервые передали США подробное описание советской программы по созданию химического оружия. Если Путин стремится заверить Запад в своих добрых намерениях, он должен сделать все от него зависящее, чтобы приподнять завесу молчания, окружающую генерала Калинина.

Алибек, занимавший пост заместителя главы "Биопрепарата" в период с 1988 по 1992 год, сейчас является ведущим ученым в Hardon Ink. в Вирджинии.

Хэндельман - его соавтор по книге "Биологическая угроза", в которой рассказывается о советской программе создания биологического оружия.

Источник: The Wall Street Journal

При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы