Financial Times | 16 февраля 2001 г.
Инвесторы выдвигают свой план демонополизации "больного" сектора
Эндрю Джек
Согласно программе, представленной западными инвесторами Государственной комиссии по реструктуризации российской электроэнергетики, в течение ближайших десяти лет сектор должен быть разделен на десять крупных компаний, восемь вертикально интегрированных холдингов и контролируемую правительством распределительную сеть.
Электроэнергетический гигант "ЕЭС" должен отказаться от контрольных пакетов акций российских региональных операторов не ранее 2004 г., передав свои акции государству и мелким акционерам в соответствующей пропорции, в результате чего у правительства должны оказаться активы на сумму в $27 млрд.
В программе, подготовленной Prosperity Capital Management, Hermitage и другими западным инвестиционными фондами, работающими в Москве, критикуются предложения о реструктуризации, сделанные руководством "ЕЭС". Авторы утверждают, что "ЕЭС" хочет слишком быстро расколоть монополию на отдельные компании, что приведет к размыванию акционерной собственности.
"ЕЭС" хочет повторить опыт предыдущих российских приватизаций и предоставить рынку самому решать все, - заявил Александр Брэнис из Prosperity. - Но рынок начнет работать лишь через 8-10 лет, к тому же здесь, так же как в любом другом секторе, воцарится коррупция. Мы не хотим повторять старые ошибки".
Эти предложения должны оказать серьезное влияние на реструктуризацию сектора, потому что к голосам мелких инвесторов присоединился экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов. Он наверняка сыграет важную роль 15 апреля, когда отчет будет представлен государственной комиссии.
Инвесторы не считают, что кризис в секторе настолько серьезен, как его описывает руководство "ЕЭС". Они утверждают, что компания преувеличивает и чрезмерно паникует, утверждая, что в течение ближайшего десятилетия объемы необходимых инвестиций должны составить от $20 млрд. до $50 млрд., поскольку существующая система исчисления тарифов подталкивает компании к преувеличению своих издержек.
В своем отчете они заявляют, что в 2002 г. основными задачами правительства должны стать ограничение влияния региональных политиков на определение тарифов, которые обязаны фиксироваться федеральным центром, и установление четких индексируемых расценок на последующие, чтобы инвесторы могли почувствовать себя увереннее.
Необходимо изменить законодательство так, чтобы можно было адаптировать международную систему бухучета и дать генерирующим предприятиям возможность искать средства на иностранных фондовых рынках.
Инвесторы считают, что 70 российских региональных электроэнергетических компаний должны быть объединены в восемь, которые сохранили бы за собой генерирующие и дистрибьютивные функции, но при этом начали конкурировать друг с другом и были вынуждены покупать примерно 60% электричества у конкурентов.
Отопительная система, работа которой в настоящее время обеспечивается региональными электроэнергетическими компаниями, должна остаться под контролем государства, которое, пользуясь своей "золотой акцией" сохранило бы влияние в области производства и распределения электроэнергии.
"ЕЭС", пересматривающая свою программу с помощью JP Morgan и других консультантов, предлагала к концу текущего года сделать первые шаги по созданию либерализованного оптового рынка электроэнергии и хотела разделить распределительные и генерирующие функции.
Третий доклад о реструктуризации сектора заказан министерствами экономического развития, энергетики и атомной промышленности у консультационной компании Arthur Andersen.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях