The Observer | 16 февраля 2004 г.
На Путина возлагают вину за взрыв в Катаре
Ник Пейтон Уолш
"Финансиста чеченских террористов" убило бомбой
Российские разведывательные службы втянуты в разрастающийся скандал вокруг убийства Зелимхана Яндарбиева, лидера чеченских сепаратистов, подозреваемого в финансировании терроризма. Его машину Toyota Landcruiser разорвало на куски в Катаре в результате взрыва сложного устройства, приведенного в действие с помощью пульта дистанционного управления.
Местные СМИ в столице Катара Дохе сообщили, что бомба взорвалась, когда он, двое его охранников и 13-летний сын Дауд собирались ехать домой после пятничной молитвы. Взрывное устройство сработало в 300 метрах от мечети. Яндарбиев скончался от ран по дороге в больницу.
Российские спецслужбы, ФСБ давно добивались экстрадиции Яндарбиева из Катара, где он, по их утверждению, жил на территории одного из посольств под охраной полиции. Катар отрицает какие-либо связи с терроризмом. ФСБ обвиняло его в причастности к финансированию терактов, в том числе в Московском театре "Норд-Ост", где 40 чеченских боевиков захватили 800 заложников.
"В это время Яндарбиев звонил командиру боевиков Мовсару Бараеву, - заявил высокопоставленный источник в ФСБ. - Яндарбиев ничего не мог финансировать сам, но часть денег спонсоров "Аль-Каиды" поступала на его счета, и он раздавал их".
Яндарбиев был ликвидирован через неделю после того, как террорист-смертник убил 41 пассажира в московском метро. После этого взрыва один из кремлевских сторонников жесткой линии, бывший офицер КГБ Виктор Иванов, выступил с обращением к руководству милиции, требуя решительных действий против тех, кто финансирует терроризм.
Сайты чеченских повстанцев возложили вину за взрыв на российские спецслужбы. Аналогичной версии придерживаются многие российские СМИ, несмотря на неоднократные заявления спецслужб о своей непричастности к нему.
СВР заявила, что никого не убивала за границей с 1959 года, а ФСБ - что взрыв, вероятно, был результатом споров из-за денег между чеченцами.
Так или иначе, смысл этого взрыва для тех государств Персидского залива, которые считаются спонсорами чеченских экстремистов, совершенно ясен. Если Москва все же приложила здесь руку, это знаменует собой эскалацию российской войны против терроризма.
Газета "Коммерсант" провела аналогию между взрывом в Дохе и методами работы "Моссад", но пришла к выводу, что у российских спецслужб на сей раз были самые серьезные основания. Израиль и Россия имеют свою историю сотрудничества в операциях спецслужб.
"Взрыв похож на работу израильтян, - заявил один из аналитиков, специалист по операциям зарубежных разведок. - Но нет причин говорить, что это не могли быть российские спецслужбы. Вероятнее всего, что они нашли кого-то, кто сделает эту работу за них, а не были исполнителями сами".
Он добавил, что подобную операцию, пожалуй, невозможно было бы осуществить в стране, поддерживаемой США, с американским военным присутствием, не заручившись в той или иной мере согласием Вашингтона.
Президенты Владимир Путин и Джордж Буш несколько часов беседовали после взрыва в Москве и, по сообщению пресс-службы Кремля, договорились интенсифицировать совместную борьбу против терроризма.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях