Die Welt | 16 февраля 2006 г.
Игра по собственным правилам
Михаэль Штюрмер
Место российской державной политики в мире
С Востока веет холодом. Соседи России должны готовиться к морозным временам. Возможно, Кремль в начале этого года случайно ввязался в газовый кризис на Украине. Но возможно, он хотел недвусмысленно напомнить украинцам и всем, кто привязан к украинским трубопроводам, от кого зависят их печали и радости, сегодня и на долгие времена. Когда цены на нефть составляют более 60 долларов за баррель (и продолжают подниматься), Кремль может себе позволить все, вплоть до сомнений состоятельных покупателей, в Германии и в других странах, в надежности поставок. Кроме норвежской компании Statoil, нет почти никаких основательных альтернатив.
Компромисс, который в итоге был найден Киевом и Москвой - смесь из бывшей дружественной цены и мировой цены - на первый взгляд кажется отступлением москвичей. В действительности такой ход приносит Кремлю контроль над поставками газа из Центральной Азии, а именно из Казахстана, которые до настоящего момента были самыми дешевыми. К тому же Кремль показал, что энергетические ресурсы в любое время, особенно когда в Восточной Европе зима, можно использовать как оружие. Москва хочет сказать, что Запад должен сделать выбор, что лучше: восторгаться "оранжевыми" и "розовыми" революциями или не мерзнуть.
Когда Путин работал в Санкт-Петербурге, в период между Дрезденом и Москвой, он защитил в Горном институте диссертацию, в которой энергия рассматривалась как средство, способное восстановить могущество России. У Советского Союза были танки, в современной России ту же функцию выполняют газ и нефть - к тому же принося нефтедоллары. Но речь идет не только о ценах на энергоносители - вопрос также в том, куда ориентируются восточные страны Центральной Европы, от Финского залива до Черного моря.
Пока последствия ощутила на себе, главным образом, Восточная Европа: вплоть до Венгрии и Боснии и Герцеговины в трубопроводах неожиданно пропал напор. Однако нет никаких гарантий того, что однажды и в Западной Европе не возникнут "досадные технические неполадки". Будущий балтийский трубопровод, при помощи которого канцлер Герхард Шредер в конце своего срока вместе с Путиным исключил Украину и Польшу из цепочки снабжения, тоже не дает никаких гарантий, что шантажа не будет. Американцы и европейцы должны понять, что Россия еще не ушла из мировой истории, началась новая эра конфронтации, и теперь цену за расширение НАТО и ЕС нужно будет платить на тех территориях, которые Кремль рассматривает как ближнее зарубежье и зону своего влияния.
Идеология ушла, борьба за власть и влияние осталась. В отличие от времен на заре путинской эры, сейчас Россия не стремится стать частью мировой экономики и вместе с этим - Запада. Дума подавляет неправительственные организации в стране, большинство СМИ находятся под контролем. И, будучи затопленным нефтедолларами, Путин больше не хочет, чтобы иностранные банки открывали филиалы в России. Так же, как некогда энергетическую отрасль, сейчас Кремль прибирает к рукам финансовую систему. Вступление в ВТО? Газово-нефтяная держава Россия может отказаться играть по западным правилам.
Россия больше не хочет быть проигравшей. Вслед за Украиной гнев России смогли почувствовать Армения и Грузия, когда в российской Южной Осетии недавно в результате двух взрывов был поврежден трубопровод. Американские военные базы в Центральной Азии должны посторониться. Москва расширяет новую Шанхайскую организацию сотрудничества до военно-политического кондоминиума с Пекином. Солидные системы ПВО, несмотря на все заверения, поставляются в Сирию и Иран.
Новая холодная война пока еще не надвигается неотвратимо, фронты еще не застыли намертво. Однако в большой игре повышаются ставки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях