Frankfurter Rundschau | 16 февраля 2012 г.
Клан Асадов в Сирии: все или ничего
Мартина Деринг
"Закат сирийского президента начался в марте 2011 года, когда в Дараа, небольшом городке на границе с Иорданией, подростки стали расписывать стены лозунгами. Школьники, впечатленные тунисской революцией, оказались в тюрьме. Упрямый губернатор оскорбил семьи, просившие отпустить детей. Действия властей вынудили друзей и соучеников арестованных выйти на улицы. Началось восстание", - так описывает начало сирийских событий Мартина Деринг в газете Frankfurter Rundschau.
"Как полагают эксперты по Ближнему Востоку, если бы президент Башар Асад в последующие дни публично извинился за репрессии в Дараа, незамедлительно отменил бы военное положение, разрешил бы создание партий и назначил свободные выборы, ему было бы гарантировано большинство голосов. Но Асад решился на насильственное подавление оппозиции и приказал армии бороться с собственным народом", - продолжает она.
"Правда, в апреле он пообещал реформы, но они не были проведены. Восстание продолжилось. Оно успело охватить страну, число погибших возросло. Мирный протест давно перерос в вооруженную борьбу с режимом. Клан Асадов теперь может получить либо все, либо ничего", - пишет автор.
"В отличие от отца, Башар Асад не является единственной авторитетной фигурой в государстве, писал в 2002 году политолог Фолькер Пертес. (В Сирии) установилось коллективное руководство", - сообщает издание.
"Именно это руководство сейчас борется с восстанием", - продолжает автор. Первым из правящей элиты она называет младшего брата президента, генерала Махера Асада, командующего элитным подразделением армии и Республиканской гвардии. "По слухам, он также координирует операции "шабихи" - организации наподобие гражданского боевого подразделения, действующего против демонстрантов".
"Второй по важности человек в этой команде - Асеф Шаукат, в 1979 году против воли семьи Асадов женившийся на Бушре, сестре Башара. Шаукат входит в состав генштаба и занимал высокие должности в военной разведке. Кроме того, в узкий круг власть имущих входят главы различных спецслужб", - пишет Деринг.
Мужской союз дополняется тремя женщинами - среди них Асма, жена президента Асада, его сестра Бушра и мать Аниса Асад. "По слухам, именно на ней держится клан, однако она отказалась от публичных выступлений", - отмечает автор.
"Перечень был бы неполным без Рами Маклуфа, двоюродного брата Башара Асада, получившего наибольшую выгоду из приватизации и либерализации экономики с помощью мафиозных методов. Уже во время первых протестов в Дараа ярость и ненависть демонстрантов были направлены в первую очередь против Маклуфа, на которого крестьяне, измученные засухой, возлагают вину за пренебрежение сельским хозяйством", - пишет автор.
"Говорят, что сейчас в клане Асадов существуют разногласия в вопросах о том, как бороться с восстанием или как вести себя по отношению к остальным странам. На это указывают определенные знаки. В среду Асад внезапно объявил о референдуме по поводу новой конституции. Голосование пройдет уже 26 февраля", - сообщает автор.
"Похоже, что Асад по-прежнему чувствует себя хозяином положения. Главные столпы власти, которые выстроил отец Хафез и унаследовал сын, целы. Когда партия "Баас" стала единой правящей партией в Сирии, страна с ее многочисленными народностями, религиозными группами и племенными сообществами получила идеологию, выдвигавшую в качестве государственной идеи национализм и, в первую очередь, секуляризм. Сирия в основном населена мусульманами, но является светской страной", - пишет Деринг.
По ее словам, еще две опоры власти - спецслужбы и армия. Автор пишет, что в этих структурах существует дезертирство, и несколько высокопоставленных офицеров также покинули свои посты, но это - не массовая тенденция.
Также она сообщает, что "для выживания режима оказалось выгодным еще одно решение Асада-старшего: он сумел привязать к себе большинство суннитов, предоставив им экономику. Они доминируют в торговле и в важнейших предприятиях страны". Поэтому, сообщает автор, восстание пока что концентрируется в сельскохозяйственных регионах, которыми во время либерализации пренебрегали.
По результатам опроса, проведенного в январе катарской некоммерческой организацией Qatar Foundation, 55% сирийцев по-прежнему хотят, чтобы Асад остался на своем посту, но организовал свободные выборы. "Почему Асад бросает на ветер симпатии большинства, применяя жестокость и насилие, трудно понять", - пишет автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях