The Telegraph | 16 января 2001 г.
Владимир Путин: Православие и пунктуальность
Маркус Уоррен
Возможно, вам придется для этого временно резко перепрыгнуть из одной веры в другую, но попробуйте представить себя на минуту на месте главы крупнейшей Православной церкви мира и перенеситесь мысленно на неделю назад, когда отмечалось Православное Рождество.
Вы сталкиваетесь с жестким выбором, настолько жестким, что кажется, будто его придумали создатели какой-то противной настольной игры. Однако такая ситуация сложилась в реальной жизни. Президент Путин и канцлер Шредер опаздывают на обед, который вы даете в их честь в монастыре, находящемся в часе езды от Москвы.
При этом вы должны отправлять рождественскую службу в новом "модном" соборе в столице. Ну, и что вы будете делать? Будете ждать, пока не появятся гости, и опоздаете к началу службы? Или вернетесь в город вовремя, рискуя обидеть знатных посетителей?
Такое сложное испытание веры не составило никаких проблем для Патриарха Алексия Второго, главы Русской православной церкви. Он прислушался к голосу совести. По крайней мере, он так думал. Он не ушел с банкета и опоздал на службу.
Не имеет значения, что Путин и Шредер сорвали график не по причине каких-то важных государственных дел. Вместе со своими женами они катались на санях на территории одного из царских дворцов. По слухам, Шредер, потрясенный тем, насколько восторженно встречали гулявшие по парку простые москвичи своего президента, повернулся к нему и сказал: "Они, правда, тебя любят". "Пока", - мрачно отреагировал Путин.
Катаясь в тройке, пары, наверное, нагуляли отличный аппетит. Поэтому со стороны Патриарха было очень мило приготовить роскошное разнообразие яств - осетрина, омары и прочие деликатесы - в трапезной Троице-Сергиева монастыря. Ну и что, что Патриарх на два часа опоздает на очередную рождественскую службу в Соборе Христа Спасителя? Духовенство и паства начали без него, а он успел до окончания.
Наверно, трудно было ожидать иного поступка от человека, связи которого с советскими властями и, в частности, КГБ документально подтверждены в его родной Эстонии. Но решение Патриарха воздать должное Кесарю, а не Богу в Рождество можно считать символом нынешних отношений российских Церкви и Государства.
В византийские времена дела религиозные и светские пересекались, но, по крайней мере, по словам ученых, Церковь императору не подчинялась. Они сосуществовали на принципах диархии или симфонии. Однако этого нельзя сказать о России, в которой как при Царе, так и при коммунистах Церковь являлась частью государственной бюрократии.
Конечно, для того чтобы держать верующих в узде, в советские времена спецслужбы применяли более жестокие методы, чем бюрократический контроль. В настоящее время представители правительства уже не присутствуют на собраниях Священного Синода, как это происходило в течение 200 последних лет правления династии Романовых. Государство уже не пытается давать Церкви указания. Ему это просто не нужно. Как показывает поведение Алексия в Рождество, церковные иерархи сами знают, что делать, им ничего не требуется говорить.
Превратившись в духовную руку государства, Церковь может обеспечить себе налоговые послабления и субсидии, а также возможность проталкивать законы, запрещающие "подрывные" иностранные "секты", как, например, Армия Спасения. Вот только можно ли таким образом привлечь еще больше россиян в лоно Православной веры?
Парадокс ситуации состоит в том, что Путин, несмотря на свое кагэбэшное прошлое, является самым высокопоставленным российским политиком из всех, кто в настоящее время проявляет осмысленный интерес к религии. Он не просто "подсвечник", как называют министров, депутатов Думы и генералов, по большим праздникам посещающих богослужения, держащих свечи и не знающих, в какой момент надо креститься.
Год назад он вышел с рождественской службы и передал журналистам свое рождественское послание, которое прозвучало скорее как настоящая проповедь священника, нежели как стандартные сезонные банальности. Нам известно чуть больше о религиозных убеждениях Путина, однако, как это часто бывает, чем больше мы знаем, тем меньше мы понимаем.
Например, в канун Рождества в нынешнем году он дал в честь Шредера обед в Кремле и сводил своего немецкого гостя в Большой театр. Если он - православный верующий, он не очень-то строго соблюдает посты, предусмотренные религиозным календарем.
В своем осеннем интервью с исповедником знаменитостей всего мира Ларри Кингом, он подтвердил, что действительно носит крест, подарок матери, переживший страшный пожар на даче его семьи несколько лет тому назад и найденный в обгоревших руинах здания.
А как насчет веры? "Я верю в Человека, - сказал он CNN. - Я верю в его благие намерения. Я верю в то, что все мы пришли в этот мир, чтобы творить добро". Вряд ли это можно назвать убеждениями очень глубоко верующей личности или хотя бы человека, интересующегося духовными вопросами. А может, Путин маскируется, полагая, что Россия еще не готова иметь главу государства, который открыто признается в том, что верит в Бога?
"Khu ar yu, Meester Putin?", целый год россияне искали ответ на этот вопрос, почему-то задавая его по-английски. Либеральный гуманист со старомодными убеждениями, судя по его заявлениям. Абсолютно не пунктуальный человек, как ясно показало его поведение в Рождество.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях