International Herald Tribune | 16 января 2003 г.
Иностранцам становится холодно в России
Стивен Ли Майерс
Враждебное отношение властей к иностранцам может испортить отношения с США
Айрин Стивенсон, американская активистка, борец за брава трудящихся, живет и работает в России с 1989 г. В конце прошлого года ее организация, финансируемый правительством филиал ассоциации профсоюзов AFL-CIO, консультировала профсоюз авиадиспетчеров, угрожавший забастовкой.
30 декабря Стивенсон, вернувшуюся в Москву после короткого рождественского отпуска, остановили в аэропорту. Ей отказали во въезде в страну несмотря на то, что она продлила свою визу всего за месяц до этого. Судя по всему, Россия внесла ее в черный список лиц, представляющих угрозу национальной безопасности.
Случай Стивенсон - частный пример того, как действует непрозрачная и зачастую своевольная российская бюрократия, которая в последнее время мешает работать американцам и другим иностранцам в России. Представители США говорят, что эта тенденция их очень тревожит, потому что Россия может испортить не только свою репутацию молодой демократии, но и отношения с Соединенными Штатами.
За три дня до этого события правительство запретило "Корпусу мира" работать на территории России. В августе правительство отказалось продлить визы тридцати американским добровольцам этой организации. Через день после того, как из России была изгнана Стивенсон, правительство лишило небольшую миссию наблюдателей Организации за безопасность и сотрудничество в Европе права работать в Чечне.
Представитель Кремля Александр Мачевский отказался обсуждать дело Стивенсон, заметив лишь, что у России, как и у США, есть право отказывать во въезде на свою территорию кому угодно без каких-либо объяснений.
Некоторые чиновники считают, что Россией движет уязвленная гордость. Правительство решило, что не нуждается в помощи таких огранизаций, как "Корпус мира", помогающий развивающимся странам.
В октябре, когда президент Владимир Путин лишил радиостанцию "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" особого статуса, полученного в 1991 г. Власти объяснили, что, поскольку пресса страны свободна, подобные радиостанции больше не нужны. "Радио Свобода" финансируется правительством США. Оно было создано во время холодной войны, чтобы транслировать новости и сообщать информацию радиослушателям, живущим за "железным занавесом".
В отношении иностранцев принимаются все более строгие меры. 7 января во въезде в страну было отказано немецкому журналисту Гуэнтеру Вольрафу. Министерство иностранных дел объяснило, что он собирался писать о Чечне, хотя получил лишь туристическую визу. В тот же день Меган Фицжералд, представителю США в таджикском отделении ОБСЕ, не разрешили лететь из Душанбе в Москву.
В каждом случае российские власти объясняют свои решения по-разному, а порой вовсе их не объясняют, но судя по всему за этими действиям стоит осторожное и даже враждебное отношение к иностранному влиянию на внутренние дела страны.
Случаи Стивенсон и "Корпуса мира" противоречат духу договоренностей Путина и президента США Джорджа Буша об активизации культурного и образовательного обмена. Они показывают, что усилия Путина, направленные на сближение России и Запада, наталкиваются на серьезные препятствия.
"Никто не возражает против культурного обмена, - сказал Игорь Бунин, генеральный директор влиятельной исследовательской организации "Центр политических технологий". - Но как только власть чувствует, что кто-то покушается на ее суверенитет, просыпаются старые амбиции".
Вряд ли действия правительства можно считать предвестниками возвращения к изоляции в советском стиле. Они не являются беспрецедентными в демократической России, которая два года назад была охвачена шпиономанией - власти арестовывали россиян и иностранцев и обвиняли их в шпионаже, - которая привела к введению новых ограничений в области культурного и научного обмена.
Россия всегда страдала от ксенофобии и с подозрением относилась к окружающему миру, что, наверно, связано с тем, что страна пережила целые века изоляции и иностранных вторжений. Чиновники и эксперты говорят, что власти пытаются решить, в какой мере российские лидеры должны терпеть влияние иностранцев, потоки которых хлынули в Россию после развала Советского Союза.
Американский посол в России Александр Вершбоу сказал, что правительство США попросило российские власти объяснить эти инциденты. Он предполагает, что, если тенденция будет продолжаться, отношения с США могут испортиться, а объемы иностранных инвестиций - сократиться.
"Если подобные инциденты будут продолжаться, - сказал он в интервью, - страну ожидают серьезные последствия. Россия раздражает те круги в США, которые выступают за более тесное сотрудничество с ней".
Одним из представителей этих кругов была Стивенсон. Она приехала в Россию еще до развала Советского Союза и до последнего времени жила в этой стране. В 1992 г. она возглавила Американский центр солидарности трудящихся, который инициировал образовательные программы и консультировал российские профсоюзы по юридическим вопросам. Организацию финансировало американское Агентство международного сотрудничества. В этом году она получила миллион долларов.
Стивенсон сомневается в том, что главная причина отказа в визе - это роль ее организации в действиях авиадиспетчеров, угрожавших забастовкой. По ее словам, центр лишь предоставил профсоюзу адвоката на время судебных разбирательств. В ноябре профсоюз проиграл свое дело в суде. В декабре авиадиспетчеры объявили голодовку и в конце концов добились повышения зарплат.
"Наши контакты с авиадиспетчерами ничем не отличались от контактов с другими профсоюзами, - сказала она. - Я надеюсь, что произошла ошибка. Мне бы хотелось вернуться домой".
Настроения, царящие в России, заставляют предположить, что Стивенсон придется подождать. Владимир Лукин, заместитель спикера Госдумы, сказал, что выступал против решения лишить миссию ОБСЕ права работать в Чечне, но заметил, что поведение международных наблюдателей в России многих обижает.
"Открытый мониторинг унизителен для нас, - сказал он в интервью радиостанции "Эхо Москвы". - Вы всегда чувствуете себя униженным, когда к вам относятся, как ко второсортному гражданину".
Многие из пострадавших американцев работают в таких организациях, как "Корпус мира", "Радио Свобода", AFL-CIO, которые до сих пор страдают от отношений времен холодной войны. Например, многие считают их отделениями американских спецслужб.
После развала Советского Союза эта подозрительность на время пропала. В первые дни российской демократии политики, окружавшие Ельцина, приветствовали любую помощь США.
После прихода к власти бывшего полковника КГБ Путина, влияние разведслужб возросло. Возможно, подозрительность снова становится частью политики правительства.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях