Die Presse | 16 января 2004 г.
Дыхание холодной войны
Буркхард Бишоф
В организации 55 государств тон обсуждений становится резким. Снова в центре споров стоит Москва.
В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе атмосфера переговоров значительно изменилась. Наблюдатели уже вспоминают времена холодной войны, когда в венском дворце Хофбург на конференции по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также на совещании по разоружению MBFR (Mutual Balanced Force reduction) различные точки зрения между Западом (США/НАТО) и Востоком (Советский Союз/Варшавский договор) сталкивались с полной силой.
Сегодня западные дипломаты неофициально обвиняют Москву в том, что своей обструкционистской политикой по разным спорным вопросам она хочет "сломать" ОБСЕ. Российская сторона в свою очередь критикует лицемерие и двойные стандарты, которые сегодня, по ее мнению, доминируют в ОБСЕ.
В резком выступлении один из российских представителей на вчерашнем пленарном заседании подчеркнул убежденность Москвы в том, что ОБСЕ не должна быть организацией, которая занимается исключительно конфликтами "к востоку от Вены". "К западу от Вены" тоже есть достаточно проблем, которыми могла бы заняться ОБСЕ. Так, например, Москва требует, чтобы ОБСЕ направила наблюдателей и на выборы в США, не ограничиваясь контролем за волеизъявлением на посткоммунистическом пространстве.
"Для нас важна не формулировка новых целей, а выполнение существующих программ", - сообщил министр иностранных дел Пасси, говоря о целях болгарского периода председательства в ОБСЕ.
На вчерашнем пленарном заседании председатель Совета ОБСЕ министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси представил свою программу председательства в этой организации, насчитывающей 55 членов. Болгары подходят к своим задачам прагматически. "Для нас менее важна разработка новых документов и формулировка крупных целей. Для нас прежде всего важна реализация уже имеющихся программ", - заявил Пасси перед журналистами. Особое внимание в период своего председательства он собирается обратить на вопросы воспитания и образования в странах ОБСЕ.
А что же собирается делать Пасси, чтобы решить те вопросы, из-за которых в последнее время ОБСЕ оказалась в тупике? Это касается, прежде всего, проблемы российских войск и военных баз в Грузии и в Приднестровье (Молдавия), которые Москва обещала вывести еще в 1999 году, но до сих пор не сдержала свое обещание. "Переговоры, переговоры и еще раз переговоры".
Поскольку без согласия между всеми 55 странами вообще ничего не получится. Но именно этот принцип согласия все больше членов воспринимает в последнее время как колодки на ногах, превращающие ОБСЕ в инертную, парализованную организацию.
Тему миссии ОБСЕ в Чечне - Москва более года назад выставила тамошнюю группу поддержки за дверь - Пасси поднимать не стал. Однако представитель Ирландии от имени ЕС повторил: "Мы уверены в том, что ОБСЕ могла бы играть в Чечне позитивную роль".
Болгары, хотя и собираются поднять эту тему в ходе своих встреч с российской стороной, не утрачивают реализма: "Мы не думаем, что в течение этого года дело дойдет до возвращения миссии ОБСЕ в Чечню".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях