Le Temps | 16 января 2007 г.
Тегеран обращается к латиноамериканцам за "антиимпериалистической" поддержкой
Винсан Тейефюмье
Президент Ахмадинежад завершил в понедельник турне по "дружеским" странам, возглавляемым левыми президентами. Их поддержка в обмен на программы сотрудничества
Министр торговли Соединенных Штатов Карлос Гутьеррес, должно быть, почувствовал себя одиноко в понедельник в Кито. Церемония инаугурации нового эквадорского президента Рафаэля Корреа, где он представлял Вашингтон, превратилась в платформу антиамериканских выступлений. Кроме ожидаемых гостей левацкого президента Рафаэля Корреа, таких как венесуэльский "друг" Уго Чавес, обличитель "дьявола" Джорджа Буша, или боливийский социалист Эво Моралес, Карлосу Гутьерресу пришлось терпеть присутствие другого приглашенного - иранского президента Махмуда Ахмадинежада. Представитель "оси зла", улыбаясь, заканчивал свое латиноамериканское турне.
Нарушить изоляцию
Подвергшийся санкциям ООН за свои ядерные притязания, Иран таким образом попытался нарушить свою дипломатическую изоляцию. В ходе саммита неприсоединившихся стран в Гаване в сентябре прошлого года Уго Чавес уже заявил о "решительной поддержке" иранской ядерной программы при условии ее "пацифистского" характера, оговоренном в финальном документе. За такую поддержку иранская держава предлагает свои технические и научные возможности.
В субботу Уго Чавес принимал в Каракасе "борца за правое дело" Ахмадинежада, всего через 4 месяца после первого визита. Лидеры стран, занимающих 4-е и 5-е места среди мировых экспортеров сырой нефти, объявили о создании ирано-венесуэльского фонда помощи развитию объемом 2 млрд нефтедолларов. "Эти деньги пойдут странам, борющимся против империализма, - предполагает политолог Хайме Дуран. - Эквадору, Боливии или Никарагуа", которые в разной степени поддерживают антикапиталистический дискурс.
Каракас и Тегеран, намеревающиеся организовать совместное нефтедобывающее предприятие, пообещали "удесятерить свои усилия" для снижения добычи Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), чтобы остановить падение цены за баррель нефти, их основного оружия. Вчерашний визит в Кито был призван обеспечить им дополнительную поддержку: Эквадор Рафаэля Корреа, более скромный производитель нефти, хотел бы присоединиться к картелю.
Под подозрительными взглядами американского министра Карлоса Гутьерреса Махмуд Ахмадинежад воспользовался также возможностью встретиться с президентом Эво Моралесом, национализировавшим боливийские углеводороды.
До этого, в воскресенье, иранского президента с распростертыми объятьями встречал бывший партизан-марксист Даниэль Ортега, новый президент Никарагуа. Доверившийся Соединенным Штатам, с которыми он рассчитывает заключить соглашение о свободном товарообмене, лидер одной из беднейших стран латиноамериканского континента благосклонно принял целый набор иранских предложений о сотрудничестве, как в сфере энергетики и рыболовства, так и в жилищном вопросе.
Смешанное население
В Манагуа, как и в других столицах, население встретило Махмуда Ахмадинежада по-разному. Он поддерживает тот же антиимпериалистический дискурс, что и хозяева. На католическом континенте его религиозная риторика тоже воспринимается вполне гармонично: Иисус, "первый революционер", был орудием предвыборной кампании как Уго Чавеса, так и Даниэля Ортеги. Кроме того, "большинство населения не представляет, что такое исламский режим", добавляет политолог Хайме Дуран.
Прозаически настроенные венесуэльские крестьяне ценят тракторы с "Венирана", местного завода, построенного благодаря помощи Тегерана, а партизаны Даниэля Ортеги рукоплещут обещаниям иностранной помощи. Но большинство населения проявляет осмотрительность. Карикатуристка из Манагуа, как и феминистки Кито, задается вопросом, не приведет ли сотрудничество с Ираном к требованию "поставить женщин на место"...
Пресса Никарагуа встревожена "резкими речами" Махмуда Ахмадинежада в адрес "общих врагов" с севера. В Эквадоре, чьи отношения с Тегераном поверхностны, многие были удивлены, даже поражены мерами безопасности, предпринятыми в связи с приездом многочисленной иранской делегации. Местная еврейская община была взбудоражена визитом "президента-ревизиониста", как и в Буэнос-Айресе, где девять иранских граждан разыскиваются по подозрению в организации теракта против евреев. В отличие от американского министра Карлоса Гутьерреса аргентинский президент Нестор Кирхнер предпочел отменить свою поездку в Кито.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях