The New York Times | 16 января 2007 г.
Второе повешение в Ираке тоже прошло неудачно
Джон Бернс
Бурные попытки иракцев рассчитаться с насилием прошлого в понедельник приняли очередной жуткий поворот: казнь сводного брата Саддама Хусейна кончилась тем, что петля палача оторвала ему голову, когда он провалился в люк эшафота.
На официальной видеозаписи, показанной небольшой группе иракских и западных журналистов более чем через 13 часов после повешения, был виден бывший глава тайной полиции Хусейна Барзан Ибрагим ат-Тикрити, нервно стоящий на люке в ярко-оранжевом тренировочном костюме вроде тех, какие используют в американской тюрьме Гуантанамо, с обритой головой и сбритыми усами. Рядом с ним стоял в таком же одеянии и горячо молился еще один осужденный, бывший главный судья революционного суда Хусейна Авад Хамед аль-Бандар.
После того как исполнители казни в черных масках, закрывающих все лицо, набросили черные капюшоны на головы приговоренных, затянули петли на их шеях и потянули за рычаг, открывающий люки, казненные полетели вниз, как гири. Но в произведенные палачами расчеты веса, земного притяжения и момента силы, необходимых, чтобы сломать им шеи, - мрачная наука, породившая "графики падения", которые десятилетиями используют при повешениях в разных странах мира, - в случае Ибрагима, похоже, вкралась серьезная ошибка.
Иракские чиновники говорили, что процедуры приведения в исполнения приговора были досконально изучены после казни Хусейна 30 декабря, в кульминационный момент которой бывший диктатор подвергся граду словесных оскорблений со стороны команды исполнителей наказания, стоя с петлей на шее. Чиновники заявили, что их целью было предотвратить повторение таких сцен, имевших религиозную подоплеку и вызвавших бурю протестов во всем мире, и что они проконсультировались с западными "гуманитарными организациями", чтобы прояснить процедуры.
Под американским давлением повешение ат-Тикрити и аль-Бандара, которым в ноябре вынесли смертный приговор за их роль в пытках и казнях множества шиитов в городе Дуджейл после предположительного покушения на Саддама в 1982 году, было отложено больше чем на две недели, чтобы правительство аль-Малики успело подготовить новые инструкции.
Американские и иракские представители сказали, что целью было предотвратить повторение сцен, превративших Хусейна, массового убийцу в глазах многих иракцев, в фигуру, вызывающую определенную симпатию перед казнью, а в арабском мире - в символ достоинства и мужества.
Премьер-министр Нури Камаль аль-Малики заверил американцев, что на следующей казни будут присутствовать не 25 человек, как при повешении Хусейна, а примерно вдвое меньше. Более того, он пообещал пустить туда известных сторонников лидера шиитских боевиков Муктады ас-Садра, поляризующей фигуры, чье имя использовали охранники, чтобы разозлить Хусейна.
Получив такие заверения, американцы согласились отдать этих людей и доставили их вертолетом из американского изолятора в Кэмп Кроппер на то же место, где казнили Хусейна, в бывшую штаб-квартиру "Мухабарата" - военной разведки низложенного правительства.
Но сюрреализм и эксцентричность повешения Хусейна сопутствовали и событиям на эшафоте в предрассветные часы понедельника.
Иракские чиновники, которые присутствовали при повешении, заявили, что расчеты в случае 55-летнего Ибрагима, человека среднего роста и телосложения, позволяли "падение" на восемь футов - слишком много, судя по одному руководству для армии США, - и толстая желтая веревка примерно такой длины была свернута в кольца у ног Ибрагима перед казнью.
На видео запечатлено, как туго натянутая веревка отрывает его голову, и голова, все еще в капюшоне, лежит на дне эшафота примерно в пяти футах от обезглавленного тела.
Виден аль-Бандар, висящий на веревке над ат-Тикрити, чье тело лежит на животе на дне темной сырой ямы, и кровь образует лужицу у его разорванной шеи. Не озвученное трехминутное видео резко обрывается, чиновники говорят, что покажут его лишь один раз и не будут обнародовать.
Чтобы гарантировать, что не будет сделано незаконных видеозаписей камерами мобильных телефонов, как произошло при казни Хусейна, у журналистов, допущенных к месту казни, отбирали телефоны люди с ястребиными глазами из иракских сил безопасности.
Пресс-секретарь аль-Малики Али аль-Даббаг, который курировал детали казни Хусейна, заявил, что власти хотели гарантировать, что осужденные умрут мгновенно, а не будут висеть на качающейся веревке 15-20 минут, прежде чем задохнутся, что, по его словам, умышленно применялось на тысячах повешений при Хусейне. Это наводит на мысль, что исполнители казни специально использовали долгое "падение" при повешении двух людей в понедельник, чтобы это падение гарантированно сломало им шеи.
Иракцы назвали обезглавливание Ибрагима "редким случаем", но признали, что аналогичный инцидент уже имел место как минимум один раз в ходе множества повешений после свержения Хусейна. Это был египтянин, повешенный в северном городе Мосуле за преступления, связанные с мятежом, у которого при падении также оторвалась голова. В случае с Хусейном на незаконно сделанном видео видна кровавая вмятина размером с яйцо на его шее под левым ухом, куда при падении врезалась петля.
Поиск руководств по повешению в интернете наводит на мысль, что Барзан ат-Тикрити стал жертвой завышенной оценки, сделанной исполнителями казни. В одном из самых авторитетных руководств, "Процедурах военных казней" Армии США, опубликованном под руководством генерала Дуайта Эйзенхауэра в его бытность начальником штаба сухопутных сил в 1947 году, приводится диаграмма, рекомендующая для людей с его весом, около 185 фунтов, "падение" в пять футов и семь дюймов (почти на два с половиной фута меньше, чем в случае ат-Тикрити), чтобы обеспечить, по выражению учебника, "правильную казнь".
Далее в руководстве говорится: "Необходимо проконсультироваться с медиком, чтобы определить, влияют ли такие факторы, как возраст, состояние здоровья и мышечный тонус, на длину веревки, необходимой для правильной казни".
На суде над ним ат-Тикрити, уступавший только Хусейну в гневных речах против иракцев и американцев, взявших его в плен, в ряде случаев упоминал о своей потребности в лечении и с горечью говорил об "отвратительных" американских сигаретах, которые, по его словам, ему давали по 10 штук в день. Обезглавливание Ибрагима, похоже, сильно повредило правительству аль-Малики.
Участвовавшие в казни иракцы были так потрясены, что ждали больше семи часов после казней, проведенных в 3 часа ночи, чтобы объявить о них, а затем зачитали заявление, посвященное "преступлениям против человечности", которые совершали эти люди в качестве прислужников Хусейна. В заявлении лишь вскользь упоминалось обезглавливание: "Произошел редкий инцидент: голова осужденного Барзана Ибрагима аль Хасана (так его называли в судебных документах) отделилась от тела в ходе казни".
Дополнительные подробности оставили для пресс-конференции, устроенной спустя шесть часов, когда среди суннитов, лояльных бывшему режиму, поползли слухи, а телеканалы, вещающие на арабском языке на весь Ближний Восток, сообщили, что правительство аль-Малики умышленно обезглавило Ибрагима, осуществляя месть и нанося оскорбление всему суннитскому миру. Глубину подозрений и готовность суннитов обвинять США во всем, что плохо в Ираке, отразили интервью, которые были даны в соседних странах после казней.
"США виноваты на сто процентов, - заявил Турки аль-Рашид, возглавляющий организацию, которая занимается продвижением демократии в Саудовской Аравии. - Это означает, что Барзану отрезали голову в помещении для казней".
Госсекретарь Кондолиза Райс, находящаяся в Египте в ходе ближневосточного турне, присоединилась к обвинениям. "Я буду первой, кто скажет, что мы разочарованы, что осужденным при таких обстоятельствах не оказали большего уважения, - заявила она, имея в виду казнь Хусейна и две казни в понедельник. - Я думаю, что страсти возобладали после нескольких лет хаоса, сменивших диктатуру, и понятно, что произошло. Но это не должно было случиться, и я не думаю, что на иракском правительстве благоприятно отразится то, что вышло именно так".
Когда чиновники из аппарата аль-Малики появились в багдадском Центре съездов с видеозаписью повешений, им было нелегко дать подробный отчет о своих процедурах. Тон их рассказов был одновременно оборонительным и напористым, когда они объясняли, как получилось, что у ат-Тикрити оторвалась голова, и что не следует сочувствовать осужденному и его родственникам в свете зверств, совершенных им на службе режиму его брата.
Важно то, что видео было немым, и невозможно проверить утверждения чиновников, что осужденные избежали словесных оскорблений, которым группа исполнителей казни подвергла Хусейна.
Официальный пресс-секретарь Даббаг заявил, что все, кто присутствовал на казнях в понедельник (исключительно иракцы, как и в случае Хусейна), должны были подписать документы, обязывающие их вести себя достойно и сдержанно. Он продемонстрировал подписанный экземпляр письменных показаний, в которых еще один помощник аль-Малики, Басам Ридха, кратко описал атмосферу сдержанности во время казней. Ридха - американец иракского происхождения, много лет приживший в Калифорнии, прежде чем вернуться в Багдад и занять пост в аппарате аль-Малики, на котором он стал уполномоченным по казням.
"Весь процесс был очень прозрачным, - заявил Ридха, отметив, что последние казни отличались от повешения Хусейна в лучшую сторону. - Никаких оскорблений этнического характера, никаких выкриков, все прошло очень гладко, все вели себя хорошо". Позже он сказал журналистам, что был защищен от жалости к Барзану броней страданий, которые тот причинил многим иракцам, стоя во главе "Мухабарата", службы внутренней разведки Хусейна. "Это был очень плохой человек", - сказал он.
Другие были ошеломлены сильнее. "Когда открылся люк, я понял, что смотрю на свободно болтающуюся веревку, и спросил себя: "Куда делся Барзан?", - сказал Джафр аль-Мусави, главный прокурор на процессе, окончившемся смертными приговорами Хусейну, ат-Тикрити и аль-Бандару. Он добавил: "Я думал, что он каким-то образом высвободился. И я двинулся вперед, к яме, посмотрел вниз и увидел, что осужденный Барзан лежит на земле без головы".
После повешения Хусейна его тело держали в задней части полицейского пикапа на парковке офиса аль-Малики в "зеленой зоне" Багдада 18 часов, пока шел спор, отдавать ли труп членам его клана Альбу-Назир для захоронения. После повешений в понедельник тела отдали быстрее - их так же, как тело Хусейна, доставили на американском военном вертолете для похорон в родную деревню Хусейна и ат-Тикрити Авджа, недалеко от города Тикрита на берегу реки Тигр.
Источники в аппарате местного губернатора сообщили, что сын Авада аль-Бандара, Бандар аль-Бандар, который был адвокатом на суде над ним, сопровождал тела в полете из Багдада. Тело ат-Тикрити было доставлено с отделенной головой. Заместитель губернатора Абдулла Джабара сказал, что дороги, соединяющие Авджу с американской авиабазой Кэмп Спайчер, недалеко от Тикрита, перекрыла полиция, а тела были похоронены в темноте вечером в понедельник, специальная могила была приготовлена для аль-Бандара рядом с Хусейном в мраморном зале приемов в Авдже. Он ничего не сказал о могиле ат-Тикрити, чьи отношения с Хусейном часто бывали бурными.
Верность аль-Бандара своему начальнику Хусейну отразилась в его решении (по словам иракских чиновников, записанном в завещании) быть похороненным в Тикрите, центре иракских суннитов, а не в Басре, преимущественно шиитском южном городе, где родился суннит аль-Бандар. После того как было объявлено о повешении, жители Басры ездили по городу на машинах с гудящими клаксонами, размахивая иракскими флагами.
"Некоторые говорили, что голова Барзана отделилась от тела во время казни, потому что Бог наказал его за его преступления, - сообщал из Басры иракский чиновник. - Они говорили, что наказание отражает, каким плохим человеком он был при жизни".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях