The Guardian | 16 июля 2001 г.
Подъем ?Курска?
Фрэнсис Уин
В заливе главной верфи МВФ в Мурманске расположен гигантский, специально построенный понтон ?Джайент? (?Гигант?). Если все будет идти по плану, то к середине сентября этот монстр поднимет российскую атомную подводную лодку ?Курск? со дна Баренцева моря, где она затонула в августе прошлого года со 118 членами экипажа на борту.
Команда британских, норвежских и российских водолазов должна начать работы в ближайшие выходные на стометровой глубине в водах Ледовитого океана. Первая задача ? отпилить поврежденную носовую часть лодки, которая останется на дне. Потом в корпусе будет проделано 26 отверстий. Затем с понтона будут спущены кабели, каждый из которых способен выдерживать нагрузку в 900 тонн. Кабели будет закреплены на корпусе подлодки с помощью больших стальных заглушек. После этого ?Курск? будет отбуксирован в Мурманск и поднят для входа в сухой док. Однако мы вряд ли узнаем, что случилось с якобы непотопляемой субмариной. ?Режим секретности будет соблюдаться полностью, - заявил пресс-секретарь Северного флота. ? Это ? военная операция, а не гражданская. Главная задача ? безопасность?.
Кроме того, эта операция полна опасностей. В носовой части находится 18 торпед и 24 крылатые ракеты. Чтобы если они придут в движение в то время, когда роботы будут пилить корпус гигантскими цепными пилами? На подводной лодке находятся два ядерных реактора: что если при поднятии лодка завалится на бок? Алексей Яблоков, президент Российского центра политики в области охраны окружающей среды, предупредил, что ?могут перестать работать аварийные системы реакторов. Нельзя исключать возможность неконтролируемой ядерной реакции?.
Его опасения разделяют три международные спасательные компании, которые изначально были приглашены участвовать в операции по подъему затонувшего судна, а также правительство Норвегии. Норвежские траулеры ловят рыбу в той зоне, где лежит ?Курск?. В мае компании попросили российское правительство перенести работы на следующее лето, чтобы можно было лучше подготовиться и обеспечить большую безопасность. Москва тут же отказалась от услуг консорциума и пригласила две голландские компании ? ?Smit International? и ?Mammoet? - которые были готовы приступить к работам немедленно.
К чему такая спешка? Трудно не прийти к выводу, что Владимир Путин надеется исправить свою репутацию, пострадавшую во время катастрофы. В то время как пораженные горем граждане не отрывали глаз от телеэкранов, надеясь услышать, что кто-то из моряков остался в живых, президент загорал на черноморском курорте Сочи почти неделю, прежде чем наконец вылететь в Мурманск и выразить запоздалые соболезнования. Чтобы заплатить за проявленное безразличие, он пообещал любой ценой поднять ?Курск? с его экипажем, как только позволят погодные условия.
По данным недавних опросов общественного мнения многие россияне считают, что главная цель операции ? спасение гордости Путина. Некоторые обвиняют его в пренебрежении старой традицией оставлять утонувших моряков покоиться в общей могиле на дне моря. Один из ведущих журналистов заявил, выступая по телевидению, что было бы лучше потратить средства, вложенные в подъем ?Курска? - по оценкам это 60 млн. фунтов ? на выплату компенсаций семьям погибших.
Тем не менее, если не произойдет ядерной катастрофы, у Кремля есть шанс превратить эту операцию в пиаровский триумф. Московские политические манипуляторы превратили заброшенный мурманский каток в пресс-центр. Они убеждены, что внимание к этому уникальному технологическому достижению, проявляемое национальной международной прессой, окажет положительное влияние на репутацию ?новой России?. Региональные чиновники, которым предстоящая телефеерия нравится куда меньше, надеются, что мало кто из журналистов будет задавать вопрос, который в этом году почти не затрагивался: если самая совершенная подлодка российского ВМФ может пострадать в результате катастрофы, насколько безопасны ее более примитивные предшественницы? Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов обвиняет Запад в том, что он игнорирует опасность более страшной катастрофы, которая может создать угрозу безопасности всей северной Европы.
Евдокимов руководит самым радиоактивным регионом северного полушария, а возможно и самым опасным местом на планете. На этом арктическом полуострове, где в частности расположена гигантская Кольская атомная электростанция, находится по меньшей мере 200 ядерных реакторов ? часть из них по-прежнему остается на борту списанных субмарин и ждет, когда с них будет удалено отработанное ядерное топливо. В этом году будет разоружено лишь восемь. Вряд ли темпы работ возрастут, если не будут изысканы дополнительные средства. Это означает, что многие из подлодок, стоящих на якоре у верфи ?Нерпа?, медленно ржавеющие и разлагающиеся, пробудут в воде еще три-четыре года.
В марте 1999 г., в ходе своего визита в Мурманск, бывший министр иностранных дел Робин Кук заявил, что правительство Великобритании выделит на вывод субмарин из эксплуатации 5 млн. фунтов. В июле прошлого года Тони Блэр обещал еще 15 млн. на этот проект, чтобы ?укрепить ядерную безопасность? постсоветской территории. Эти деньги до сих пор не выплачены. Официальное объяснение Великобритании ? ее усилиям мешают сложности в создании ?многосторонней правовой базы?, касающейся выплаты страхового возмещения в случае ядерных инцидентов. В прошлом месяце, в ходе переговоров, прошедших в Лондоне, это препятствие было почти преодолено; однако может пройти до двух лет, прежде чем договор будет ратифицирован российской Думой, а до этого момента Уайтхолл не согласен перечислять ни пенни.
Евдокимов предложил выплатить сейчас часть из 5 млн. Кука, в обмен на обещание, что договор о страховом возмещении будет утвержден в течение двух лет. Пока Британия не хочет идти на компромисс.
?Мы уже вывели их эксплуатации 12 стратегических атомных подводных лодок на американские средства, и никто не требовал от нас каких-либо обязательств, - жалуется губернатор. ? Не хочу никого обижать, но мне кажется, что в Европе не понимают, насколько это опасно?.
С помощью Великобритании или без нее ? задача по очистке российского Крайнего Севера невероятно сложна. Я встретился с Василием Барабановым, бодрым молодым человеком, руководящим Центром конверсии Баренцева региона, в старом, полуразрушенном ангаре на окраине Мурманска. ?Здесь мы превращаем ракеты в лезвия для бритв?, - провозгласил он. Центр начал свою деятельность в 1999 г. с разрезания старых подлодок Северного флота, а потом взялся за ?более сложные объекты? - крылатые и противовоздушные ракеты. ?Взрывчатые вещества внутри них, - говорит он, показывая на крылатую ракету 4К48. Его голос неожиданно начинает звучать менее жизнерадостно. ? в любой момент могут взорваться. В такой ракете находится 480 кг полезной нагрузки плюс 50-100 литров высокотоксичных масел. В этом году нам надо обезвредить 2000 таких единиц. Российская армия сокращается, в ней не осталось опытных техников, способных работать с таким оружием. Условия хранения на военных складах очень плохи: многие ракеты просто находятся на улице. Они ржавеют, их могут украсть?.
По мнению Александра Рузанкина, бывшего командира атомной субмарины, в настоящее время возглавляющего мурманский комитет ядерной конверсии и радиационной безопасности, общая стоимость решения проблемы радиоактивного заражения полуострова равняется $1,5 млрд. ?Государство продолжает финансирование, а объемы западной помощи с 1999 г. сократились, - сказал он. ? Нам не хватает примерно 75% средств. Поэтому мы нуждаемся в помощи. Но международное сообщество утратило интерес?.
Десятки старых подлодок Северного флота, пришвартованных в водах Мурманска, похожи на мертвых китов. Их состояние очень тревожно, при этом их атомные реакторы по-прежнему заряжены отработанным ядерным топливом. Некоторые местные жители называют их ?плавучими Чернобылями?. Павел Стеблин, директор верфи ?Нерпа?, проводит иную аналогию. ?Наши субмарины ? это 200 Хиросим, - считает он. ? Кроме того, существует опасность утечки радиоактивных отходов, что может привести к экологической катастрофе. Если здесь, не дай Бог, произойдет трагедия, пострадает весь мир?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях