The Guardian | 16 июля 2008 г.
Корпоративная роль клоуна
Марк Абрамс
Рональд Макдональд - это не просто клоун, продающий гамбургеры и жареную картошку. Два ученых в журнале Leadership Quarterly утверждают, что Рональд Макдональд является еще и тайным корпоративным лидером.
Дэвид Бойе, профессор управления университета штата Нью-Мексико, и Карл Роудс, доцент школы менеджмента в Сиднейском технологическом университете в Австралии, осуществили исследование под названием "Руководящая роль Рональда Макдональда: двойная функция и стилистика преобразования".
Бойе и Ройдс сразу берут быка за рога: "Суть в том, что Рональд является не только лицом и средством маркетинга корпорации McDonald's, на нем также лежит важная функция трансформационного лидера".
"Рональд был придуман настоящими руководителями McDonald's, и его полномочия превзошли его изначальное корпоративное предназначение в связи с культурными представлениями о характере клоуна".
Другие компании нанимают клоунов в лучшем случае простыми исполнителями, а в худшем выделяют им мнимую роль, но Бойе и Роудс пояснили, что "с 2003 года (Рональд) состоял в формальной должности руководителя радости, а с 16 апреля 2004 года стал послом активного образа жизни".
Бойе и Роудс подробно разъясняют, как и почему Макдональдс вошел в руководящее звено. Их доводы сводятся к следующему: "Руководство компании McDonald's полагало, что Рональд сможет сделать больше, чем просто быть "говорящим клоуном" для исполнения таких PR-трюков, как доставка Happy Meals в ООН". К Рональду можно отнести слова (русского философа Михаила) Бахтина, что в нем всегда таится нереализованный потенциал и нереализованные запросы".
Хотя Бойе и Роудс слишком скромны, чтобы признать это, но их анализ роли Рональда Макдональда можно применить и к другим сферам, например к выявлению тенденции, связанной с лидерами ведущих держав.
Некоторые выдержки из исследования:
"Наш анализ предполагает наличие потребности в лидере новой формации, назовем его "лидером-клоуном". Рональд скрывается за древними масками прохиндея, клоуна и шута и сочетает в себе различные формы комического. Появление клоуна в крупнейшей мировой ресторанной корпорацией лежит в основе ее преобразования. Способ превращения клоунов в лидеров состоит в том, чтобы изобразить их злоключения, которые они преодолевают благодаря своим лидерским качествам..."
"Есть много причин для скептического отношения к новым формам руководства, которые увеличивают корпоративную власть путем создания новых форм тоталитаризма с его действиями, далекими от прозрачности. Это даже больше бросается в глаза в случае с такими лидерами, как Рональд, влияние которого нелегко заметить из-за того, что он - выдумка".
(Спасибо Мартину Гардинеру, обратившему на это мое внимание.)
Марк Абрамс - редактор журнала "Анналы невероятных исследований" (Annals of Improbable Research) и учредитель Шнобелевской премии
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях