Статьи по дате

The Wall Street Journal | 16 июля 2008 г.

Осторожные перемены в России

Грегори Л. Уайт и Эндрю Осборн

По словам официальных лиц и аналитиков, новый российский президент Дмитрий Медведев начал оставлять свой отпечаток на некоторых аспектах политики Кремля - осторожно продвигаться к экономической либерализации, в то же время твердо придерживаясь напористого внешнеполитического курса, намеченного его покровителем Владимиром Путиным.

Когда Путин выбрал в качестве своего преемника на президентском посту этого 42-летнего юриста, который часто высказывается в умеренном духе, забрезжила надежда, что жесткий курс Кремля внутри страны и за границей может смягчиться.

Но Путин остался наверху в качестве премьер-министра и лидера правящей партии, а Кремль по-прежнему полон его назначенцами. В начале июля Медведев сказал, что все его отличия от предшественника сводятся к нюансам.

По словам дипломатов и официальных лиц, пока неясно, насколько велика президентская власть Медведева в реальности, поскольку он не имеет собственной подлинной политической базы. "Главный вопрос, которым задаются люди, все тот же: "Кто будет начальником на самом деле?" - говорит депутат Сергей Марков, член правящей партии "Единая Россия".

Но в некоторых областях, особенно в экономической политике, Медведев начал подтверждать некоторые из своих либеральных предвыборных заявлений, попутно демонтируя часть наследия Путина. Одним из его первых шагов стало движение к замене чиновников в советах директоров крупных государственных компаний независимыми директорами. "Это первый признак того, что правительство меняет свою идеологию", - говорит Александр Филатов, исполнительный директор российской Ассоциации независимых директоров, которая ратует за эти перемены с 2002 года.

Разрастающиеся конгломераты

За восемь лет президентства Путина контроль государства над экономикой кардинально усилился, особенно в энергетическом секторе. Путин руководил созданием громадных государственных конгломератов, господствующая роль которых вызвала тревогу даже у лояльных ведущих бизнесменов. Умножилось число государственных чиновников, руководящих этими компаниями, а деятельность компаний стала более закрытой.

Предложенные Медведевым перемены - по словам чиновников, на их осуществление потребуется несколько лет - это лишь начальная попытка разрешить проблему. Ключевые компании - например, энергетические гиганты "Газпром" и "Роснефть" остаются под жестким контролем Кремля, хотя в прошлом среди членов их советов директоров были люди со стороны.

"Не ждите, что ситуация изменится в одночасье", - говорит Дэвид Азеркофф, глава отдела стратегического планирования по России в московском брокерском доме "Ренессанс капитал".

Медведев позиционирует себя как сторонник модернизации. В феврале в одной из своих первых предвыборных речей он сказал, что значительную долю функций, осуществляемых государственными органами, следует передать частному сектору.

Однако на данный момент Медведев мало что сделал для обуздания гигантских государственных корпораций, учрежденных при Путине. В начале июля он одобрил передачу сотен пакетов акций различных компаний от государства в собственность промышленного конгломерата, которым руководит один из старых друзей Путина. Некоторые министры-либералы выступали против передачи акций, но конгломерат, "Ростехнологии", получил большую часть активов, на которые претендовал.

Медведев ратует за ужесточение борьбы с повальной коррупцией. Он предпринял кое-какие робкие шаги по укреплению слабой судебной системы. Как ожидается, вскоре будет принят закон, призванный препятствовать давлению чиновников низших инстанций на малый бизнес.

"Это развитие путинской линии, включающее в себя некоторые перемены, но не содержащее ничего основополагающего, способного поколебать фундамент путинской системы", - говорит аналитик Дмитрий Тренин из Moscow Carnegie Center.

Во внешней политике, по словам дипломатов и аналитиков, перемены проявляются исключительно в риторике. Тон юриста, свойственный для Медведева, кажется более мягким, чем высказывания Путина, который часто употребляет жесткие и язвительные выражения.

Надежды, что стилистические различия коснутся и политики, не оправдались. Усилия премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, на прошлой неделе на встрече с Медведевым пытавшегося растопить лед в сильно охладившихся российско-британских отношениях, по-видимому, почти не дали результатов.

"Все ожидали начала с чистого листа, - говорит Эка Ткешелашвили, министр иностранных дел Грузии, страны, которая ведет боксерский поединок с Москвой с 2004 года, когда к власти в Тбилиси пришло прозападное правительство. - Никаких реальных перемен мы выявить не можем. На местах стало даже хуже".

Возмущенные упреки

В начале июля над сепаратистскими областями Грузии, которые поддерживает Москва, пролетели российские истребители, что повлекло за собой возмущение и упреки со стороны Тбилиси и Вашингтона. На прошлой неделе, к удивлению представителей Запада, Россия вместе с Китаем заблокировала санкции в финансовой сфере, направленные против руководства Зимбабве, хотя в начале недели, на саммите "большой восьмерки", Медведев, как показалось, согласился на эти меры.

Во вторник Медведев изложил свой подход к внешней политике в важном выступлении перед послами России. Программа не отклонялась от тематики Путина - утверждений, что Россия занимает свое законное место среди крупнейших мировых держав, осуждения односторонней политики США, а также планов расширения НАТО и размещения системы ПРО в Восточной Европе.

"Политика ровно та же самая", - говорит Марков. Он считает, что смягчение тона в конечном итоге, возможно, облегчит Западу достижение компромисса с Медведевым.

Также по теме:

Запад обескуражен стойкостью Медведева (Обзор прессы)

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru